Саратовский речной яхт-клуб

История Саратовского яхт-клуба начинается в 1870-е годы, с момента создания небольшого кружка «морских удовольствий». Вскоре, по предложению Сергея Васильевича Алфимова, одного из членов Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба и владевшего несколькими парусными лодками в Саратове, кружок «морских удовольствий» решил ходатайствовать об учреждении самостоятельного яхт-клуба.

Саратовский речной яхт-клуб

История Саратовского речного яхт-клуба

В 1875 году российская газета «Яхта» писала: «это был бы первый Яхт-клуб на широкой, раздольной нашей матушке-Волге». Уже через год, в 1876 году, был утвержден Устав Саратовского яхт-клуба. Проект устава был составлен тем самым С.В. Алфимовым, который на первом всеобщем собрании был избран командором яхт-клуба.

Правила Саратовского речного яхт-клуба

Саратовский речной яхт-клуб

Устав Саратовского речного яхт-клуба, помимо обучения плаванию на судах и усовершенствования их постройки,  в качестве одной из целей определял наблюдение за изменением волжского фарватера, выяснение причин появления отмелей и перекатов, а также поиска средств к их устранению. Также яхт-клуб планировал устроить «школу для обучения молодых людей управлению судами, с правами шкиперов (кормчих)», а так же «постоянную спасательную станцию на реке Волге, для содействия Обществу подаяния помощи погибающим при крушении судов».

Саратовский речной яхт-клуб состоял из почетных, действительных членов и сотрудников. Действительные члены, внесшие при образовании Клуба не менее 100 рублей помимо взноса за годичный билет, считались его учредителями. Как и в других подобных случаях, в Саратовский клуб допускались совершеннолетние лица всех сословий. Основными источниками дохода клуба были членские взносы, плата за гостей и стоянку судов.

Деятельность Саратовского речного яхт-клуба

Реально клуб развернул деятельность лишь в начале 1877 года. В то время яхт-клуб насчитывал 52 члена, а речная флотилия состояла из «яхт-тендера, полупалубного бота с выдвижным килем, полупалубной шлюпки с косыми парусами, одного бота, 5 гребных шлюпок, гига аутригера одиночки, байдарки и паровой шлюпки».

К началу ХХ века яхт-клуб значительно расширился, годовая численность членов простиралась от 230 до 250 чел. К  1912 году в гавани Саратовского яхт-клуба было уже 61 судно: 18 парусных, 33 гребных, 10 моторных, половина из которых были общественными судами. Все моторные суда, находившиеся на тот момент в гавани, были частными. Почти все суда были произведены в мастерской Саратовского яхт-клуба или иных городских мастерских. Но имелись и суда петербургской сборки, а также сооруженные в Англии и Франции. В конце XIX века Саратовский яхт-клуб по своим судам был одним из лучших в стране.

21 мая 1901 года Саратовский речной яхт-клуб отмечал свой 25-летний юбилей. Газета Саратовские губернские ведомости писали об этом:

«21 мая местный яхт-клуб праздновал 25-летие своего существования. После молебствия было торжественное собрание членов, завтрак, гонка, а вечером танцы и фейерверк. Юбилейное торжество посетил Его Превосходительство г. Управляющей губернией действительный статский советник А.А. Высоцкий. Избраны почетными членами клуба губернатор кн. Б.Б. Мещерский, командор клуба Г.Г. Дыбов и учредитель его г. Алфимов»

Клуб продолжал свою работу и в течение некоторого времени после 1917 года. Известно, что в 1920-е годах им руководили П.Н. Лопухин и В.П. Дыбов. Вскоре все помещения и инвентарь яхт-клуба были национализированы и переданы в ведение спортивного отдела губернского Всевобуча и спортсоюза.

Саратовские гребные гонки

Первые саратовские гребные гонки состоялись 27 июля 1877 года. Участвовать в них могли не только члены яхт-клуба, но и посторонние лица, на собственных судах. Соревнования проходили при огромном стечении народа и сопровождались звуками оркестра. Лодки были украшены флагами, костюмы гребцов были специально выписаны из Петербурга. Вторые гребные гонки состоялись через месяц — 28 августа 1877 года. В следующем 1878 году были устроены гонки на первенство города.

При клубе сразу же с момента его основания находилась спасательная станция Общества спасения на водах. Летняя спасательная станция содержалась за счет средств Яхт-клуба, зимняя — за счет ОСВОД.

Занимались в Саратовском яхт-клубе и другими видами спорта. Особое внимание уделялось катанию и бегу на коньках. Об этом мы говорили в одной из наших статей, посвященной катку Саратовского яхт-клуба.

Каток Саратовского речного яхт-клубаКаток Саратовского речного яхт-клуба

Здание Саратовского речного яхт-клуба

Здание клуба находилось на набережной у Сергиевского взвоза, там же была клубная пристань. Зимнее помещение, она же «грелка» конькобежного катка, находилось на углу Бабушкинского взвоза и Соборной площади – напротив почтово-телеграфной конторы. Каток яхт-клуба, на котором проводились различные соревнования по катанию и бегу на коньках, просуществовал недолго. Он был закрыт одновременно с яхт-клубом в 1920-е года. Сейчас на его месте находится сквер им. В.В. Маяковского.

Первые два-три года после своего открытия яхт-клуб ютился на барже, стоявшей на приколе у берега. Затем было построено здание на сваях у кромки воды с большой открытой террасой. Оно простояло до 1904 года, когда рядом с пристанью Купеческого пароходства, чуть пониже, было возведено новое здание Саратовского яхт-клуба. Оно простояло почти двадцать лет. В 1920-е года здание было разломано.

Источники:

При написании статьи использовались следующие источники: 1. book.nationalclass.ru Фото: book.nationalclass.ru, sarrest.ru

Добавить комментарий