Саратовский речной порт – это самый большой и самый старый порт расположенный на реке Волге в XIX веке. В XX веке такому порту требовался большой и вместительный речной вокзал.
История Саратовского речного вокзала
В XIX веке для развития Саратова, как торгово-промышленного центра Поволжья, необходим был водный транспорт, так как железные дороги и гужевой транспорт не могли обеспечить всех потребностей города.
Газета Саратовские губернские ведомости №45 от 04.11.1844 года сообщает:
«Число судов собирается в Саратовскую пристань от 150 до 200, тогда берег Волги на протяжении 4 вёрст, представляет лес мачт. Из Саратовской пристани отправляется хлеба разного рода до 7,5 миллионов пудов (120 тыс. тонн), приходит соли до 2,5 миллионов пудов (40 тыс. тонн), рыбы 1.5 миллиона пудов (24 тыс. тонн). К Саратовской пристани с грузом и без оных приходят суда разной конструкции, как то сплавные барки, полубарки, росшивы, мокшаны, сурички, тихвинки и другие названия средним числом можно положить до 1000 судов»
Речной порт начинался с простых пристаней различных пароходных сообществ. Газета «Саратовский календарь» в 1873 году отмечала, что в городе было: пристаней пароходных -10, перевозных – 1, лесных – 12». Берегового пассажирского вокзала до 30-х годов XX века в Саратове не было. Пассажиры ожидали пароходы на плавучих дебаркадерах - пристанях или на берегу. В 1932 году началось строительство первого пассажирского речного вокзала. В 1933 году был построен деревянный пассажирский вокзал.
В 1967 году деревянный вокзал был разрушен, а на его месте построен новый комплекс сооружений берегового вокзала в Саратове, были построены гостиница на 184 места, пригородный павильон, причальная стенка длиною 550 метров с 8-ю причалами.
Архитектура Саратовского речного вокзала
Об архитектуре Саратовского речного вокзала говорить сложно, ведь это было деревянное здание. Ближе всего оно подходит к классицизму.