Усадьба К.К. Рейнеке

Усадьба К.К. Рейнеке, расположенная на улице Соборной, возле городского сада «Липки», принадлежала Константину Кондратьевичу Рейнеке.

Усадьба К.К. Рейнеке Саратов

История усадьбы К.К. Рейнеке

В начале XX века мукомольное производство в Саратове достигло своего пика. Наш город был ведущим производителем мучной продукции не только во всем Поволжье, но во всей стране: в Саратове в это время насчитывалось 12 мельниц, производящих сотни тысяч пудов муки в день.

Главными производителями муки считалась семья Шмидтов, вторыми были Рейнеке. Основателями мучного дела были наследники немецкого колониста Иоганна Рейнеке, прибывшего в Саратовский край в 60-е годы XVIII века. Наследников было много, но более всего в истории упоминаются создатели большой паровой мельницы у Никольского взвоза - Иван и Кондратий Кондратьевичи Рейнеке.

В общем, производство шло хорошими темпами, чему свидетельствует количество зданий, построенных в Саратове различными членами семьи Рейнеке.

Усадьба К.К. Рейнеке, расположенная на улице Соборной, возле городского сада «Липки», принадлежала Константину Кондратьевичу Рейнеке. Строительство этого особняка велось несколько лет в 1910-е годы. Архитектором был известный в то время в стране Федор Шехтель – автор таких шедевров архитектуры, как особняк Рябушинского в Москве (ныне Музей-квартира А.М. Горького), Художественный театр, Ярославский вокзал, павильон в Глазго.

Архитектура усадьбы К.К. Рейнеке

Особняк Константина Кондратьевича Рейнеке – один из самых красивых домов построенных в стиле модерн в Саратове. Ф.О. Шехтель хорошо поработал над усадебным домом Рейнеке. Индивидуальный почерк архитектора легко узнается на всех уровнях – от пространственного построения до артистичной проработки фасада здания и рисунка ограды.

Особенностью данного особняка является то, что у него нет одного главного фасада. Главный фасад, обращенный на Соборную улицу – броский и асимметричный, он тактично отодвинут чуть в глубину участка за решетку ограды – динамичную, живо бегущую слева направо и зовущую за собой взгляд и шаг пешехода. В общем, можно долго ходить вокруг особняка Рейнеке, открывая все новые повороты и углы.

Отдельно хочется поговорить о фасаде здания. Над парадным входом располагается большое многоцветное панно с изображением кружащихся танцовщиц в голубых платьях, выполненное по мотивам сюжетов австрийского художника Ф.Штука (с картины «Танцовщицы» (1898). Над окнами уличного и дворового фасадов по фризу перламутрово-розовые и фиолетово-голубые майоликовые вставки. Керамическое убранство здания было выполнено в лучшей в то время мастерской П.К. Ваулина.

Незатейливый лепной орнамент, изящные кронштейны карниза, оригинальный водосток,  глазурованные лицевые кирпичи, поливные изразцы, кованая сталь, формованный бетон, керамическая и металлическая плитки, тонированное стекло и даже черепица – все это придает особняку некий торжественный и благородный вид.

Источники:

Фото: личный архив автора

Добавить комментарий