На северной части Старо-Соборной площади, в 1810 году, архитектором Василием Ивановичем Сурановым, был построен большой особняк для купца Федова Васильевича Котенева. Огромный двухэтажный особняк выделялся среди деревянных построек, расположенных вокруг Троицкого собора.
История особняка Ф.В. Котенева
В исторической части Саратова можно увидеть много замечательных зданий – памятников архитектуры, построенных в различные периоды. Каждый из них по-своему прекрасен и уникален, а, в общем, все эти здания составляют единую композицию площади – ныне Музейной.
На северной части Старо-Соборной площади, в 1810 году (в то время площадь была – Соборной), архитектором Василием Ивановичем Сурановым, был построен большой особняк для купца Федова Васильевича Котенева. Огромный двухэтажный особняк выделялся среди деревянных построек, расположенных вокруг Троицкого собора.
В первом этаже дома Котенева был коридор для проезда внутрь двора. Во двор выходили «людские комнаты», кухни, сени лестниц. Четыре помещения первого этажа выходили на галерею аркады и служили торговыми лавками. В анфиладе второго этажа и мезонине располагалось 24 жилых и 14 подсобных комнат. Из средней узкой комнаты второго этажа имелся выход на балкон между колоннами центрального портика.
Ф.В. Котенев был уважаемым человеком в Саратове, чему свидетельствует указ губернатора А.Д. Панчулидзева от 1810 года:
«Обжорный ряд состоит совершенно в месте неприличном, т.е. внутри города близ самих торговых каменных лавок, от стечения большого числа народа бывает нечистота, сверх сего напротив дома купца Котенева состоит немалое количество деревянных дурного вида лавочек, которые безобразят лучшие городские строения и закрывают виды их»
В связи с этим предписывалось «лавочки перенести на недостроенное место близ самой реки Волги, а безобразные лавки просто уничтожать».
От Котенева дом перешел к Устинову, а тот в 1829 году продал его духовному ведомству – Святейшему Синоду. В здании была сделана перепланировка для размещения духовного училища и духовной православной семинарии, в которой, в 1842-1845 годах, учился Н.Г. Чернышевский.
Духовная семинария воспитала много известных ученых, писателей и общественных деятелей. Здесь преподавал востоковед, этнограф, переводчик, историк Г.С. Саблуков – автор первого перевода на русский язык Корана. Воспитанником семинарии был И.И. Введенский – первый переводчик романов Диккенса и Теккерея.
Спустя некоторое время духовную семинарию и православное училище перевели в специально построенные для них здания, а в этом доме теперь разместилась 2-я мужская гимназия. Потом 2-ое реальное училище, в котором несколько лет учился Борис Андреевич Бабочкин – актер, народный артист, уроженец Саратова, известный широкой публике, как исполнитель роли Чапаева в одноименном фильме.
При советской власти в особняке Ф.В. Котенева находилась средняя школа № 25, а в настоящее время – Русская классическая гимназия.
Архитектура особняка Ф.В. Котенева
Что касается архитектуры особняка Ф.В. Котенева – это чистой воды классицизм. Наиболее точную характеристику особняка и композиции всей площади, в своей книге дает саратовский архитектор Сергей Терехин.
«Замысел архитектора был прост и бесспорен: возвести по соседству два схожих по архитектуре здания – купеческий особняк и гостиный двор. Именно в таком едином решении нуждался город, его центральная площадь – это точно знал губернский архитектор. Вот и повернулся беззаботно дом Котенева лицом к гостиному двору и красавцу собору, спиной к городскому оборонительному валу»
На самом деле, если присмотреться, то можно уловить небольшое сходство между Старым гостиным двором и особняком Ф.В. Котенева.
Об особняке Ф.В. Котенева складывается несколько первоначальных впечатлений. Во-первых: Восемь стройных колонн вырастают из массивных столбов аркад, распускаясь вверху соцветиями коринфских капителей. Чуть выдвинутый вперед портик своей вертикальной устремленностью прерывает монотонность аркады. Главный вход особняка выделен более крупной аркой, двойным окном второго этажа и полуциркульным – третьего.
Арки, квадраты и прямоугольники окон, уравновешенный симметрией силуэт, тонкий рисунок профилей карнизов, декоративные наличники окон, а замковые камни арок, придают дому масштаб – это, во-вторых.