Доходные дома Пташкина уютно расположились в самом начале улицы Советской. Два дома, склеенные друг с другом, спроектировал известный саратовский архитектор П.М. Зыбин. Группа жилых зданий Л.И. Пташкина – это типичный образец доходных домов Саратова.
История доходных домов Пташкина
Эти доходные дома – одно из последних творений талантливого саратовского архитектора Петра Митрофановича Зыбина. Уличный фасад объединяет два тесно сросшихся разновременных корпуса. Комбинация обильной пластики от геометрического орнамента до характерных фигур атлантов, кариатид с эркерами и балконами придает здание некое движение и драматизм.
За фасадом дома были квартиры, оборудованные с учетом самых современных достижений начала XX века, а именно: паровым отоплением, газом, телефоном, электричеством и одним из первых в Саратове лифтов. В этих домах селились люди среднего достатка, преподаватели, врачи и адвокаты.
Современное состояние домов оставляет желать лучшего. Внешний вид зданий и их внутренняя структура, спустя сотню лет, сохранились без изменений. Это очень хороший показатель, если учесть, что эти доходные дома за всю свою историю ни разу не ремонтировались капитально, даже косметический ремонт для этих домов невиданное чудо. А ведь они стоят в центре города, они определяют его лицо, его благоустроенность. Хамское отношение правительства к этим памятникам архитектуры несомненно сказывается на внешнем облике Саратова.
Архитектура доходных домов Пташкина
Архитектор доходных домов старался органически ввести каждое новое здание в сложившийся ансамбль улицы. При проектировании домов, Зыбин использовал новый прием комплексной застройки жилого квартала. Три жилых дома анфиладой уходят дальше по улице, по цепочке. Они создают большое внутриквартальное пространство. Рассматривая архитектуру этого комплекса домов необходимо посмотреть на каждый дом в отдельности.
Дом Яхимовича – дом №3/5 по улице Советской ошеломляет проходящего мимо гражданина своими скульптурами расположенными на фасаде здания. Наверное, каждый житель города знает этот дом, знает эти кариатиды и эркера, но мало кто знает, его историю, чей это дом, и кто его владелец.
Построенный в 1914 году в стиле арт-нуво, он же модерн, по заказу известного инженера Вячеслава Яхимовича, дом стал одним из первых не только в России, но и в мире, где было применено революционное, по тем временам, паро-бетонное отопление, впоследствии названное «лучистым». Трубы, по которым шел пар, являясь теплоносителем, монтировались непосредственно в бетонные панели стен и полов. Автором идеи был сам инженер Яхимович.
Фасад здания архитектор украсил скульптурами женских фигур, символизирующих молодость, а также двумя кариатидами, поддерживающими вынос эркера, в виде полуфигур – символов старости. Главный оштукатуренный северный фасад, который смотрит на улицу Советскую, имеет асимметричную композицию. Его центром служит эркер, который делит здание на две неравные части и завершенный высоким фигурным аттиком. Левую часть, имеющую два крупных окна и балкона, заглубленных в нишу. Правая сторона фасада – это череда прямоугольных окон и завершающие их балконы. По оси эркера расположен главный вход. Окна эркера заглублены в общую для трех этажей нишу с арочным завершением. Стоит отметить, что декор фасада сосредоточен на эркере.
Первый этаж дома отделен от верхних этажей лепным поясом с орнаментом. Здание имеет широкий фриз, украшенный тонким лепным барельефом из стилизованных растений, сильно вынесенный карниз и парапет. Дворовый фасад не оштукатурен. Его композицию определяет угловой граненый эркер и прямоугольный ризалит, начинающийся в уровне второго этажа, ритмическое чередование узких вытянутых окон. Эркер фиксируют балконы сложной в плане формы. Под ризалитом расположен дворовый вход. Вход имеется также в заглубленном во двор крыле дома. Планировка здания построена на сочетании двух прямоугольных объемов - главного, обращенного на фасад, и дворового. Каждый объем снабжен своей лестницей и входами. Планировочная структура крыльев коридорная.
Сегодня аналогичных сооружений с паро-бетонным отоплением в России осталось всего два, это наш, саратовский и еще один, питерский. Но как показывают события, которые происходят в последнее время вокруг дома, совсем скоро останется только один дом.., в культурной столице России.
Другой дом, соседний, также выполнен в стиле модерн, но в серых, можно даже сказать в мрачных тонах. Но тем не менее он также привлекателен, как и дом Яхимовича.