Собор сошествия Святого Духа

Белокаменный, пятиглавый собор сошествия Святого Духа с лазуревыми и золотыми куполами заметно выделяется среди остальных построек. Духосошественский собор стоит на одноименной площади, вокруг которой расположены одноэтажные, ветхие жилые постройки, придающие кафедральному собору Саратова особую монументальность.

Собор Сошествия Святого Духа Саратов

История Духосошественского собора

История этого собора начинается в далеком 1855 году, когда на улице Соколовой, в пересечении с улицей Веселой, вместо небольшой деревянной часовни во имя иконы Сошествия Духа Святого на Апостолов, был возведен большой каменный пятиглавый храм, выполненный в русском стиле с колокольней. Освящение Духосошественской церкви произошло лишь 5 октября 1858 года. Освятил ее Преосвященный Иоанникий, первый епископ Саратовский и Царицынский.

К сожалению, история не сохранила имя архитектора этого замечательного собора. Большинство историков считают, что архитектора вовсе не было, а проект, скорее всего, рождался непосредственно во время строительства. Следуя этой логики и некоторым историческим фактам получается, что Духосошественская церковь это творение рук врачей, учителей и просто рабочих. Несмотря на непрофессиональные кадры эта церковь заняла достойное место среди других сорока саратовских церквей, того времени, большинство из которых было построено профессиональными мастерами. Однако, доподлинно известно, что Духосошественский собор возводился на различные пожертвования прихожан, в том числе большой вклад в строительство храма пожертвовал почетный гражданин Саратова, купец первой гильдии Петр Федорович Тюльпин.

После постройки собора, при нем имелась приходская школа. Престолов в церкви было три: в средней части — в честь Сошествия Святого Духа. В приделах: в правом — во имя святителя и чудотворца Николая, в левом — в честь Знамения Пресвятой Богородицы.

Духосошественский собор прекращал свою службу два раза и оба в советское время. Первый раз храм перестал действовать сразу после революции, в 1920-х года церковь была передана обновленцам, и открылась только в 1927 году. В 1937 году советские власти второй раз сбросили колокол. Второй раз церковь закрылась в 1939 году, после чего она использовалась под зернохранилище. Этим целям она служила восемь лет, до 1947 года, когда была вновь открыта и возвращена верующим. В настоящее время собор во имя сошествия Святого Духа является кафедральным собором Саратова.

Интересен один факт из истории собора, который гласит, что в одно время, в Духосошественском соборе был самый большой в Саратове колокол. Именно он во время праздников первый в городе начинал Благовест, потом его поддерживали колокола сел Пристанное и Курдюм, ведь этот колокол был слышен далеко за пределами Саратова.

Собор Сошествия Святого Духа Саратов

Цитаты в газетах того времени о Духосошественском соборе

Сохранилось и упоминание о деревянной церкви. Газета «Саратовские губернские ведомости» гласит:

«Новая церковь в Саратове... Церковь во имя Сошествия св. Духа на апостолов, устроена при содействии преосвященного Иакова в 1844 году.... Домов в приходе было 599. Число прихожан мужского пола — 3343, женского — 3634, иноверцев — 7, католиков и лютеран — 53, раскольников — 183, молокан — 10, единоверцев — 11 человек. Капитал церкви на 1912 год составлял 185445 рублей. При церкви имелась церковно-приходская школа. Штат причта на 1912 год: три священника, диакон и три псаломщика. Из них наиболее долго служили: протоиерей Павел Михайлович Львов, 63 лет. На епархиальной службе с 1880 года. В данной церкви с 1909 года. Награжден орденом св. Владимира 4-й степени. Протоиерей Александр Алексеевич Прозоровский, 46 лет, магистр богословия, председатель комитета по управлению Саратовским Епархиальным свечным заводом. На епархиальной службе с 1900 года. В данной церкви с этого же года. Священник Михаил Николаевич Виноградов, 57 лет, законоучитель. На епархиальной службе с 1881 года. В данной церкви с этого же года. Награжден орденом Св. Анны 3-й степени....»

Архитектура Духосошественского собора

Как было в предыдущем разделе, Духосошественский собор архитектора не имел. Проект рождался непосредственно во время строительства, таким образом, следуя некоторым историческим фактам, получается, что Духосошественская церковь это творение рук врачей, учителей и просто рабочих. Каждый из них внес частичку себя в строительство собора, поэтому единого архитектурного стиля нет. Однако ближе всего собор относится к одному из самых распространенных архитектурных стилей – Классицизм, с преобладающим числом архитектурных решений Годуновского Классицизма.

В общем, это неважно, важно лишь то, что этот замечательный белокаменный собор, с пятью главами, фактурным барабаном, с профилированными лопатками с полуколоннами по всему периметру здания; со своей колокольней, все это придает Духосошественскому кафедральному собору Саратова неотразимый, можно даже сказать монументальный облик.

Источники:

Фото: oldsaratov.ru, личный архив автора

Добавить комментарий