Несмотря на то, что в Саратове в начале XX века работало несколько электрических установок, электричества для нужд города не хватало.
История трамвайного депо
В начале XX века Саратову не хватало электричества (несмотря на то, что в то время в городе работало несколько электрических установок), поэтому в январе 1902 года Саратовская городская управа опубликовала информацию о приглашении предпринимателей для создания в Саратове центральной электрической станции по выработки энергии для освещения, трамвая и снабжения двигательной силой промышленных предприятий. В апреле 1905 года подобный договор был заключён между Управой и бельгийским АО «Взаимная компания трамваев».
В августе 1907 года на углу Астраханской и Большой Казачьей началось строительство первой настоящей «большой» дизельной электростанции постоянного тока. Её мощность в 3200 л. с. позволяла не только организовать трамвайное движение и освещение центральных улиц, но и осуществлять поставку электроэнергии на постоянной основе предприятиям и частным лицам.
5 (18) октября 1908 года состоялся пробный пуск первого трамвайного маршрута «Вокзал — Пристань». В начале 1918 года трамвайное хозяйство было изъято у бельгийцев и национализировано, причиной чего стала неспособность эффективно управлять трамваем вследствие больших издержек компании.
Во время Первой мировой войны в Саратове было недостаточно электроэнергии для функционирования трамвая и в 1919 году сначала закрылось пассажирское трамвайное движение, а потом и грузовое. Уже к 1921 году подавляющее большинство единиц подвижного состава находилось в нерабочем состоянии, к тому же произошёл пожар в трамвайном депо. Но, несмотря на сложности, 1 августа 1921 года пассажирское движение снова возобновилось.
Справочник «Весь Саратов в кармане» от 1926 года говорит о работе «Управления городским освещением и трамваем» следующее (орфография сохранена):
«Предприятие работает на хозяйственном расчёте и достигло больших результатов. Работает безубыточно и восстанавливает упавшее за годы войны хозяйство, особенно трамвайное движение (парк и линия). В эксплуатации управления находится центральная электростанция с двумя блок-станциями: при городском театре и при народном дворце. Электростанция постоянного тока, мощностью 2100 к.у., обслуживает городские нужды и подаёт тяговую силу для движения трамваев. Для удовлетворения всех нужд города мощность станции недостаточна. Осветительная нагрузка для станции более чем достаточна, поэтому и в силу вопроса об эксплуатации, особенно рабочих кварталов и удовлетворения всех нужд вообще, перед управлением стоит задача расширить станцию, что и будет сделано при первой возможности. Шаги к расширению станции уже намечены.Трамвайное движение в годы гражданской войны, голода приходило в невероятный упадок. Затем наметилось быстрое восстановление и к данному времени имеется 59 моторных, 18 прицепок и 19 платформ. Движение трамваев в ближайшее время будет проводиться по всем линиям. Хозяйство электрического освещения и трамвая стало на твёрдую почву и с каждым годом улучшается и расширяется»
Архитектура трамвайного депо
Комплекс зданий относящихся к бывшему трамвайному депо построен в начале XX века в стиле эклектика с элементами модерна. К сожалению, история не сохранила для нас имя архитектора этих красивых зданий.