Народный театр (Общедоступный)

В 1859 году после закрытия в центре города театра Панчулидзева, более известного, как Городской театр, над осиротевшей труппой саратовских актеров пристроил к себе известный саратовский театральный меценат, купец 2-й гильдии Франц Осипович Шехтель. В своем загородном саду он к «летнему вокзалу для танцев» пристроил театральную сцену, на которой в летнее время игрались спектакли, читались лекции по астрономии и геологии.

Вскоре новый театр обрел популярность среди жителей города и в сад, расположенный в двух верстах за пределами Саратова, на специальных омнибусах, движение которых организовал Шехтель от Театральной площади, наезжало все больше и больше публики.

Народный театр (Общедоступный) Саратов

История Народного театра

«Приятно было приехать в сад Шехтеля — даже не ради театра и танцев, а просто насладиться чистым воздухом и послушать музыку»

Помимо экзотических представлений в театре Шехтеля игрались маленькие водевили и комедии, ставились драматические спектакли. В 1864 году в Саратов приезжал знаменитый артист-трагик негр Айра Алдридж, выступивший в театре Шехтеля в трагедиях «Макбет», «Отелло», «Король Лир». Заморский гастролер имел большой успех у саратовской публики. В 1865 году в городе останавливался проездом по Волге известный драматург А.Н. Островский.

В 1867 году, в связи со смертью Шехтеля, сад и театр приобретают французы Эдуард и Аделаида Сервье. Новые владельцы сада и театра взялись за дело весьма энергично. По свидетельству прессы, труппа стала привлекать массу публики. На сцене летнего театра можно было увидеть популярные драмы и оперетты, здесь выступали хорошо известные в провинции актеры, гастролировали и артисты из столицы.

Игравший тут, талантливейший актер, В.Н. Давыдов в своей книге «Рассказ о прошлом» хорошо описывает ту уютную обстановку, что сложилась в саду Сервье к 1871 году, во время антрепренерства П.М. Медведева:

«Маленький деревянный театрик, весь спрятавшийся в зелени тенистого сада, совершенно не был приспособлен для сложных постановок, в нем не было даже приличных декораций... Лето было жаркое, и все с наслаждением после пыльного и палящего дня бросались в тенистый и чистенький сад. Были сделаны дорожки, беседки, скамейки. Сад усердно поливали водой, чтоб не было пыли. Вечером украшали цветными фонариками, а в праздники Медведев освещал его каким-то прибором, дававшим необыкновенно сильный и яркий огонь. Здесь же можно было в ресторанчике сытно, вкусно и дешево закусить, а прекрасный оркестр услаждал музыкой. Одним словом, это было премиленькое местечко, где приятно было отдохнуть...»

В 1875 году театр Сервье сгорел, что причинило владельцам значительные убытки, от которых они фактически так и не смогли оправиться. Правда, уже в следующем 1876 году стал строиться новый театр, не такой как первый, «похожий на сигарный ящик, а большой и настоящий, который к июню того же года был отстроен вполне, и летом его обновила труппа Пальм»....

В сезон 1877 года в театре работал актером на вторых ролях будущая российская знаменитость В.А. Гиляровский. В 1879 году дали знать себя ранее понесенные убытки — супруги Сервье оказались банкротами. Долг в 21 тысячу рублей, который они не смогли вовремя выплатить, заставил их расстаться со своей собственностью. Были назначены торги, на которых сад и театр приобрели «заклятые конкуренты Сервье по части увеселения — Г.И. Барыкин и М.К. Иванова — содержатели «Приволжского вокзала». С этих пор театр на городской окраине приходит в долгий упадок.

В 1880 году «Саратовский листок» пишет, что «во время спектакля в зрительном зале и на сцене летали летучие мыши, производившие переполох среди зрителей и артистов».

Не спасло положения и приобретение сада с театром в собственность городской управы в 1883 году. Еще пять лет мелькают в газетах сообщения о плачевном положении недавно популярного и любимого саратовцами уголка. Некто Корнеев ходатайствует о предоставлении «сада быв. Сервье для устройства зоологического сада». Планируется в саду постройка городской больницы. Сообщается, что «обоз из казарм Деконского переведен в помещение летнего театра в саду быв. Сервье». А ассенизатор Арсентьев ратует за устройство на месте театра очистительного завода. Саратовский дневник пишет: «Будет грустно, если так случится и уничтожится один из лучших садов Саратова».

Наконец, весной 1888 года театр переходит в арендное содержание к братьям Максимовым. Но и те продержались недолго. В 1891 году театр закрывается, будучи «опечатанным на обеспечение иска города, предъявленного к арендаторам Максимовым».

В 1892 году случилась новая беда. В связи с холерной эпидемией в Саратове «два помещения в саду быв. Сервье приспособлены для холерных больных. Театр заколочен!».

В следующие пять лет примечательны мероприятия, проводимые лишь в саду (но не в театре) быв. Сервье: карусель, буфет, от которого «заказываются самовары под сенью деревьев», оркестр военной музыки, танцы «на асфальтированной площадке», изредка были музыкальные концерты и водевили, «детская площадка, куда руководительница Гесс не допускает плохо одетых детей». Неоднократно упоминается общий порядок и отсутствие в продаже спиртных напитков. Признается, что «городской сад быв. Сервье все более и более становится излюбленным местом гулянья недостаточного и бедного населения».

Под влиянием общественного мнения в 1897 году за дело взялось «Общество трезвой и улучшенной жизни». Решено было организовать в саду Сервье Народный театр. Были изысканы средства, приглашен опытный режиссер — К.Н. Яковлев — из труппы городского театра. Управа продолжила конно-железную дорогу до сада Сервье. В воскресенье 25 мая состоялась постановка первого спектакля в исполнении новой, наполовину любительской труппы. Давалась пьеса Островского «Правда хорошо, а счастье лучше». Спектакль имел огромный успех. «Возле кассы была невообразимая давка, мест в театре не хватило, пришлось отказать более чем 2000 человек».

Народный театр (Общедоступный) Саратов

В дальнейшем дела театра шли столь же неплохо: «собиралась такая масса публики, какой сад давно не видел». 21 сентября 1897 года на последнем гулянье в саду Сервье организаторам был преподнесен адрес, покрытый множеством подписей работников саратовских железнодорожных мастерских, товарной станции, депо и главного склада:

«Устроителям Народного театра. Трудящийся люд нечасто видит со стороны просвещенных деятелей желание устроить для него дешевые и разумные развлечения. Просим Вас верить, что мы сумеем понять и оценить ваш труд и сердечное к нам отношение...»

Далее волна энтузиазма захватила Саратов. Промышленник Шиллер жертвует 1000 рублей на переустройство театра и обещает на льготных условиях выполнить некоторые работы. Некто Глико дает на восстановление взаймы 2000 рублей без процентов. В 1898 году в театре устанавливается электрическое освещение. Ведутся работы по утеплению театра и приспособлению его для представлений в зимнее время. Императорские театры присылают в реквизит Народного театра часть своих костюмов. Только за 1898 год получена прибыль в 6000 рублей. Театр посещают учащиеся школ, средних специальных учебных заведений. Доходы театра растут.

Казалось, дела идут хорошо, но вновь очередная катастрофа сводит на нет все достигнутое столь дружными и честными усилиями.

Саратовский листок пишет:

«12 июля 1901 года в час дня сгорел дотла Народный театр, которым Саратов гордился даже перед столицей! На пожаре среди массы простолюдинов слышались возгласы сожаления о гибели театра...»

Все пришлось начинать сначала. Через год уже готов проект нового каменного театра, подготовленный архитектором Г.Г. Плотниковым. Городская дума принимает меры к реализации проекта, однако встречает отказ Министерства финансов в необходимой субсидии. А тем временем в городе, на Московской площади, устраивается временный Народный театр, дела которого, как пишут газеты, идут удовлетворительно: в среднем его посещает ежедневно около 1000 человек.

B 1903—1904 годах Попечительством возобновления Народного театра, правдами и неправдами изыскивается необходимая сумма для строительства. Начавшаяся русско-японская война чуть было не погубила дело: губернатор П.А. Столыпин позарился на городские деньги, дабы потратить их на помощь государству в ведении войны. Однако попечитель возобновления Г.Г. Дыбов, в пику всесильному губернатору, срочно начал строительство театра. К осени 1906 года здание было закончено отделкой и в сентябре открыто. Вот его описание из справочника «Весь Саратов» за 1910 год:

«Зрительный зал имеет мест: партер 490, амфитеатр 147, 1-й ярус 319, 2-й ярус 318, ложи 18, а всего 1345. Фойе служит залом для народных чтений, оно вмещает 300 человек. Театр воздвигнут в общественном саду Пушкина (в 1899 г. городская дума переименовала сад Сервье, хотя губернатор этого решения не утвердил), где обыватель проводит время нравственно. Спиртные напитки отсутствуют, вместо того буфет имеет всегда свежую и вполне доступную по цене закуску. Сообщение — трамвай. Вагоны ожидают конца спектакля. Опоздавшие по каким-либо причинам театралы или по недостатку в вагоне мест расходуются на извозчиков или “по образу пешего хождения” отправляются по глухим улицам и Полтавской площади. Ввиду сего многие театралы стремятся оставить театр, не дожидаясь развязки пьесы. В последнем действии начинается выхождение и хождение за платьем...»

В 1916 году театр стал называться имени Островского, а в 1918 году ему присвоено имя К. Маркса. Старый театр простоял до середины 1960-х годов, а в 1967 году было построено новое, современное театральное здание.

Народный театр (Общедоступный) Саратов

Архитектура Народного театра

Новое каменно здание Народного театра, построенного в 1906 году известным саратовским архитектором Г.Г. Плотниковым, было одним из красивейших, среди других театров Саратова. Возможно, потому что вокруг него был сад, придававший зданию театра атмосферу, какой не было у других. Возможно, гений архитектурной мысли построил его в таком родном для Саратова стиле - классицизм.

Народный театр (Общедоступный)

Источники:

При написании статьи использовались следующие источники: 1) Семенов В. В старину саратовскую. - Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1994. Фото: личный архив автора, oldsaratov.ru

Добавить комментарий