10 октября 2014 года на Большой сцене Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева состоялась премьера спектакля «Тряпичная кукла» по пьесе Уильяма Гибсона. Наш театральный критик Шекспиров сын, представляет вам свою рецензию на спектакль.
Прежде чем начать читать мою рецензию, вам необходимо узнать небольшую предысторию этого спектакля, поставленного по одноимённой пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона.
Оказывается, пьеса «Тряпичная кукла» основана на реальных событиях вековой давности. Примерно сто лет назад девочка по имени Марселла нашла на чердаке потрёпанную тряпичную куклу, с которой когда-то играла её мама. Марселла с первого взгляда полюбила необычную игрушку, она сшила ей новое платье и попросила своего папу, художника и автора детских комиксов Джона Бартона Грюэля, нарисовать ей новое лицо – круглые черные глазки, красный носик треугольником и большой улыбающийся рот. Марселла назвала свою новую любимицу Рэггеди Энн, или в переводе – Тряпичная Энн.
На новеньком платье у куклы было нашито ярко-красное тряпичное сердце с надписью «Я люблю тебя». Но вскоре случилось несчастье – маленькая Марселла тяжело заболела. Отец девочки просиживал у постели дочери часами и рассказывал ей сказки о волшебных приключениях куклы Рэггеди Энн и её друзей. К сожалению, спасти девочку не удалось. Тогда её папа в память о дочери решил напечатать сочиненные им истории о Рэггеди Энн. В качестве рекламной акции, которая помогла бы продаже книг, издательство предложило наладить выпуск кукол Рэггеди Энн, которые до сих пор очень популярны у детей в США и во всём мире.
Теперь переходим к главному, к тому, что я увидел на сцене. А на сцене я увидел очень красивый и добрый спектакль. Если бы я был ребёнком, то я однозначно был бы в восторге от него.
Маленькая Марселла серьёзно больна. Её папа – начинающий алкоголик, приводит каких-то самоуверенных врачей-шарлатанов, которые, ставя различные диагнозы, не могут прийти к консенсусу. Девочка ничего не хочет и не ждет. Кажется, что больше своей болезни она огорчена потерей мамы, которая бросила семью и уехала на Роллс-Ройсе с другим дядей (скорее всего из-за пьянства отца), а также своих любимцев – канарейки Юм-Юм и собаки Красный Клык.
Чересчур мрачный и лишенный юмора образ девочки, сначала отталкивает, но потом начинаешь привыкать к постоянным истериям маленькой героини. В спектакле затронуты некоторые темы детских страхов, таких как: тема алкоголизма отца и неполных семей, тема страшных чудовищ под кроватью и в чулане, тема тяжелых детских болезней.
Вечером, перед сном, отец дарит Марселле простую тряпичную куклу – Рэггеди Энн, к которой пришивает огромное конфетное сердце с надписью «Я тебя люблю».
Даже куклы оживают каждую ночь, когда их маленькие мамы спят
Наступает ночь и Рэггеди Энн оживает, превращаясь в очень веселую девочку, с очень большим сердцем. Вместе с куклой оживают и другие игрушки Марселлы. Это брат-хулиган Энди, всезнающая Панда (единственный здравомыслящий персонаж в спектакле), кукла-малышка Беби, которая вытаскивает изо рта соску только для того, чтобы отмочить что-то экстравагантное. Вскоре, на свалке, куда свозят все ненужные игрушки, они встретят верблюда с больными коленями и подружатся с ним.
Всю жизнь стоял я на коленях, но когда они сломались, меня выбросили
Начинаются удивительные приключения этой необычной компании. Ведомые энергичной Рэггеди Энн, куклы начинают думать, как же спасти Марселлу от страшного конца. Выясняется, что есть на свете один доктор, который её ещё не осматривал, но которому куклы доверяют больше, чем кому-либо – Кукольный доктор. Чтобы победить свой недуг девочка должна до рассвета добраться до него, но мешать этому будет воплощение ночных страхов и тревог – Генерал У.
Если бы хулиган Энди не приоткрыл дверь чулана, то мы не знали бы кто такой Генерал У и его приспешники – волк со страной пластикой и вульгарная летучая мышь. Чулан был средоточием всех выдуманных страхов, какие только могут возникнуть в голове у маленькой Марселлы. Сквозь открытую дверь из чулана на сцену начинает лезть что-то очень страшное – Генерал У (ничего хорошего его злобно-милитаристский вид не предвещает).
У Генерала для Марселлы две новости: плохая и хорошая. Плохая новость состоит в том, что Генерал пришел за ней, а хорошая новость в том, что благодаря шалости озорника Энди (хоть что-то он сделал правильно), Генерал явился слишком рано — в девять вечера вместо шести утра. Это значит, что у Марселлы и ее друзей есть еще целая ночь, чтобы как-то изменить свою судьбу.
Кукольный доктор находится очень далеко, и к нему добраться можно только по морю. Кровать Марселлы превращается в корабль, и друзья отправляются в опасное путешествие. На своём пути они встречают пиранью (но скорее всего это была акула), экстренное переоборудование корабля в летучий, полет среди пушистых облаков, где Марселла в очередной раз понимает, что она во сне, скитания по лесам.
В этом спектакле нашлось место очень разным сценам: и страшным, и очень смешным, и трагическим, и даже неприятным. Та самая сцена в лесу, в которой беглая мама Марселлы, ставшая ведьмой, пытается повеситься, откровенно сказать, отталкивает. Возможно, дети это не увидят или просто не поймут, но лично меня это оттолкнуло.
Кто умеет вязать двойную черную петлю?
Марселла, несколько раз за спектакль понимает, то всё что с ней происходит это сон. Она часто вспоминает маму с трезвым папой и своих домашних животных.
Время от времени на пути беглецов появляется сам Генерал У,
следящий за ними при помощи своего «глаза». Генерал У – это наверное самый веселый
персонаж спектакля. Про своё имя он говорит:
У – ужас
У – упадок
У – угроза
У – убийство
У – уничтожение
У – ужас
Но остальные куклы считают его: У – умолишенный.
В конце концов, путешественники разыскивают Кукольного доктора, который находится в плену у Генерала. Освободить доктора помогает неутомимая Рэггеди Энн, вернее не сама она, а надпись на ее конфетном сердце. Волшебные нити опутывают Генерала У.
Кем оказывается освобожденный Кукольный доктор, как он предлагает вылечить Марселлу, какую цену и кому за это придется заплатить, я предлагаю выяснить самостоятельным посещением этого спектакля.
Оно может быть отогрето другим сердцем, только любовью
«Тряпичная кукла» это музыкальный спектакль, не мюзикл, но подобное ему. Актеры периодически поют различные веселые и вдохновляющие, но одновременно простые детские песни.
Отдельно я хочу сказать про невероятную сцену Саратовского ТЮЗа. Эта сцена, с технической точки зрения имеет по-настоящему безграничные возможности. В спектакле, кровать Марселлы «переплывала» моря, взлетала на пятиметровую высоту, из-под «земли» поднимались актеры и различные конструкции, а от вращений декораций (одновременно в разные стороны), кажется, может закружиться голова. В совокупности со световыми эффектами смотрится это всё невероятно красиво. Чего только стоит игра теней. Во время воздушного путешествия кукольной компании на кровати, на шторы проецировались их силуэты (их можно видеть на фотографии). Отличный эффект.
Загадкой для меня стал тэг с возрастными ограничениями: 12+. Несмотря на то, что в диалогах спектакля присутствуют сленговые слова, такие как: "валим", "ушатаю", "чёртов генерал" и др., ограничение 12+ это слишком много. Я бы рекомендовал этот спектакль детям от 8 лет, потому что сценарий лёгкий, всё предельно понятно, актёры выполняют свою работу на «отлично», да и такие слова дети узнают очень рано.
На этом мой рассказ о «Тряпичной кукле» заканчивается. Вам писал Шекспиров сын.
P.S.: Я долго думал, куда делась жёлтая канарейка Юм-юм, облазил весь интернет и нашел недостоверную информацию, что канарейку Марселлы, съела её же собака – Красный Клык. Вот такая вот история.
Сад Сервье советует вам взять своих детей и посвятить свой вечер этой замечательной постановке, ведь прежде всего она учит детей мечтать и расширять горизонты своего воображения.
Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях:
Автор: Шекспиров сын
«Тряпичная кукла» или спектакль с человеческим сердцем