Лаборатория «Четвертая высота», 2014. Королева Лир

26 ноября в Саратовском ТЮЗе стартовала десятая творческая лаборатория-фестиваль по современной драматургии «Четвертая высота». Это весьма необычный театральный проект, целью которого является создание «сырых эскизов» недавно написанных пьес. Получившиеся в итоге «эскизы» спектаклей показывают зрителю и попросят его проголосовать – какую работу стоит доводить «до ума» и превращать в полноценный спектакль, а какую «забыть, как страшный сон». На репетицию каждой пьесы даётся всего три дня! Сад Сервье будет рассказывать вам о каждом фестивальном дне и о некоторых спектаклях в отдельности.

Десятая лаборатория-фестиваль по современной драматургии «Четвертая высота». День первый.

Первый фестивальный день оказался самым насыщенным. Всё началось со специального проекта «Рождение спектакля», в рамках которого состоялась «читка» пьесы «Веселое море» по мотивам книги В.Т. Коржикова «Веселое мореплавание Солнышкина». Читал Алексей Слаповский.

Книга "Веселое мореплавание Солнышкина" написана Коржиковым в 1965 году. Это веселая и озорная повесть о нелегком плавании молодого матроса Алешки Солнышкина на борту парохода «Даешь!». Героя этой книжки ждут серьезные испытания и приключения, которые могут быть только в настоящем морском путешествии.

В 12:30 в музее театра состоялась пресс-конференция, посвященная X Юбилейной лаборатории-фестивалю по современной драматургии «Четвертая высота». На ней говорили об истории лаборатории, о состоянии современной драматургии, о предстоящих спектаклях и многом другом.

В 14:00 на планшете Большой сцены Саратовского ТЮЗа состоялся показ постановки «Четырнадцать плюс» режиссёра Семёна Серзина. К сожалению, мы не смогли попасть на этот эскиз.

В 18:00 на малой сцене театра прошёл показ «эскиза» режиссёра Алессандры Джунтини – «Королева Лир». Этот спектакль поставлен по одноименной пьесе канадского драматурга Юджина Стиклэнда, в переводе – Галины Колосовой.

В театре этом глупом мы играем и умираем

Зритель условно делился на две части – более опытное старшее и молодое поколение. С одной стороны было очень много студентов (вероятно с театральных факультетов), а с другой сидели опытные драматурги, а так же ведущие российские театральные критики. Подробно о том кто принимает участие в работе десятой творческой лаборатории, мы писали в статье: Фестиваль по современной драматургии «Четвертая высота», 2014.

Итак, спектакль. Камерная обстановка малой сцены Саратовского ТЮЗа как нельзя лучше подчеркивает шекспировскую атмосферу спектакля. На стене висит, украшенный новогодней гирляндой, портрет Шекспира, на столе лежит томик Короля Лир, рядом стоит рыцарский меч (его роль, практически единогласно, была признана лучшей работой в спектакле).

  

В основе спектакля лежит идея столкновения поколений и различных жизненных позиций – бабушка и внучка, молодое и старое, потеря и приобретение. Джейн (бабушка) актриса самоучка, играет в женском театре, который по её утверждению – протест против мужчин (нотки феминизма время от времени проскакивали в пьесе). Хизер – девочка тинэйджер, помогает ей выучить сложную роль Короля Лир. Спектакль построен на основе симбиоза этих персонажей. Да, им не всегда было интересно вместе, но таким образом они воспитывали друг друга. Воспитание – возможно, это и есть основная мысль спектакля.

Отдельного внимания заслуживает человек с гитарой, который весь спектакль стоял в углу сцены и периодически играл некоторые рифы. Я долго думал, для чего нужен этот персонаж. Оказывается, это Альтер эго Джейн, это искусство которое пытается помочь Королеве Лир.

Из ничего никогда ничего не получается

После окончания спектакля началось самое интересное – обсуждение. Любой желающий мог высказать своё мнение по поводу спектакля и задать интересующие его вопросы режиссёру – Алессандре Джунтини.

Мнение зала разделилось. Кто-то считал, что этот спектакль может стать лучшим в театре, но большинство (в основном театральные критики) утверждало, что пьеса не подходит для широкой аудитории. Одной зрительнице не понравился «Шекспир в лампочках». В зале шли напряженные дебаты. Однако, в конце обсуждения был достигнут некий консенсус, состоявший из двух пунктов:

– Если человек никогда не читал шекспировского Короля Лир, то он не поймет этот спектакль;
– Большая проблема с текстом, в том числе с его переводом и употреблением в спектакле кондомных слов.

Обсуждение подошло к концу, и всем присутствующим было предложено проголосовать за этот спектакль. Голосование было тайным, и результаты буду объявлены позже.

Таким был первый день десятой лаборатории-фестиваля по современной драматургии «Четвертая высота». Что ждёт посетителей во второй день лаборатории «Четвертая высота»:

14:00 планшет Большой сцены
Ульрих Хуб «Animal Lounge, или «Все тайное становится явным», перевод - Е. Гороховская (16+)
Режиссёр: Екатерина Гороховская

18:00 Малая сцена
«Бесконечный апрель» Ярослава Пулинович (16+)
Режиссёр: Антон Маликов

Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях:

vk.com/sadservie

twitter.com/sadservie

instagram.com/sad_servie

Автор: Алексей Ярыгин
Фото: Ирина Ландерс, Алексей Ярыгин

Лаборатория «Четвертая высота», 2014. Море деревьев

Лаборатория «Четвертая высота», 2014. Бесконечный апрель

Эстетика ужасного в «Карамазовых» Константина Богомолова

Добавить комментарий