12 ноября в театре «Балаганчик» состоялась премьера нового спектакля «Федра». В его основу легла древнегреческая мифология, а именно история о дочери критского царя Миноса. Сад Сервье постарался окунуться в атмосферу Древней Греции в постановке саратовского режиссёра Олега Загуменнова.
Спектакль «Федра» – это прежде всего трагедия, трагедия любящей души, слабость которой приравнивается к слабодушию. В связи с этим я хотел бы разобрать несколько образов, сыгранных актёрами театра «Балаганчик», в этом спектакле. И начнём, естественно с главной героини – Федры.
Образ Федры, в исполнении Елены Смирновой, по моему мнению, был раскрыт целиком и полностью. Судьба и гнев богов возбудили в ней греховную страсть, которая ужасает прежде всего ей самой. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь эту страсть. Она предпочитает умереть, нежели открыть свою тайну.
Я полагал, что в клевете есть нечто слишком низкое и слишком отвратительное, чтобы её можно было приписать царице, чувства которой благородны и возвышенны. Елена Смирнова в образе Федры, не вызывает неприязнь, несмотря на то, что сама отваживается обвинить Ипполита.
Низость клеветы, по моему мнению, больше прослеживается в характере кормилицы Эноны. Скорее у неё могли быть подлые наклонности, которые я пока не сумел разгадать. Энона решилась на клевету лишь во имя спасения жизни и чести своей госпожи.
Федра оказывается замешанной в этом подлом деянии только по причине своего душевного смятения, в силу которого она не владеет собой.
Федра – в древнегреческой мифологии дочь критского царя Миноса и его супруги Пасифаи, вторая жена афинского царя Тесея. Воспылав страстью к своему пасынку Ипполиту, сыну Тесея от первого брака, и будучи отвергнута им, она оклеветала его, что привело к его гибели, и покончила с собой.
Федра и Ипполит. Геиpнаеpт Юзеф (Lodewijk Geirnaert Jozef)
Первым делом, что я сделал после просмотра этого спектакля, прочитал «Федру», потому что мне показался образ Ипполита сыгранный … не удачным. Но как же я ошибался. Режиссёр, удачно изобразил этого героя, свободным от каких бы то ни было несовершенств, идеальным человеком. Абсолютно невиновный перед отцом, он одновременно щадит честь Федры и, отказываясь её обвинить, принимает незаслуженную кару.
Смерть юного царевича вызывала у меня скорее негодование, чем жалость. Наверное, из-за того, что в характере отсутствует слабость, кроме одной ноты, которую он не в силах подавить – любовь к Арикии, дочери и сестре заклятых врагов его отца. Александр Котелков отлично вжился в роль Ипполита.
Могу только утверждать, что это одна из лучших трагедий, которых я видел в театре. Здесь малейшие ошибки караются со всей строгостью. Один лишь преступный помысел ужасает столь же, сколь само преступление, а слабость любящей души приравнивается к слабодушию. Здесь страсти изображаются с единственной целью показать, какое они порождают смятение, а порок рисуется красками, которые позволяет тотчас распознать и возненавидеть его уродство.
Возможно, всё вышеописанное и есть та цель, которую должен ставить перед собой режиссёр, кто творит для театра.
Я,
глядя на него, краснела и бледнела,
То
пламень, то озноб мое терзали тело,
Покинули
меня и зрение и слух,
В
смятенье тягостном затрепетал мой дух.
Узнала
тотчас я зловещий жар, разлитый
В
моей крови, – огонь всевластной
Афродиты.
Жан Расин «Федра»
Смерть Ипполита худ. Sir Lawrence Alma Tadema
Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях:
Автор: Шекспиров сын
Третий фестиваль Янковского. День первый