Огромное пятиэтажное здание, построенное по проекту саратовского архитектора А.М. Салько, стало настоящей достопримечательностью Саратова. Здание Управления, построенное в эпоху эклектики с использованием классицистических форм, оно и в начале XXI века сохранило свой неповторимый архитектурный облик.
История здания управления Рязано-Уральской железной дороги
История Рязано-Уральской магистрали началась во второй половине XIX века, когда в июле 1871 года, было завершено строительство участка от Аткарска до Саратова. В январе 1892 года было образовано одно из самых крупных железнодорожных предприятий дореволюционной России – Общество Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД).
Управление РУЖД было построено в начале XX века в историческом центре Саратова – на Старо-Соборной площади, напротив Троицкого собора. В начале XIX века на месте управления находился знаменитый Старый Гостиный двор, который был снесен в начале XX века. На его месте по проекту известного саратовского архитектора А.М. Салько, в 1907-1914 годах стали строить дом для размещения Управления Рязано-Уральской железной дороги. Но, обо всем по порядку.
В течение 1904 года в Саратове активно шла дискуссия о строительстве здания управления Рязано-Уральской железной дороги, так как само Правление АО РУЖД уже собиралось перевести Управление РУЖД в Москву. Общество купцов и мещан Саратова, обеспокоившись потерей сотен арендаторов квартир и просто покупателей – представителей среднего класса: инженеров и техников железной дороги, заказало проект здания Управления. В середине 1905 года проект нового здания был готов. Общество купцов и мещан Саратова решило сломать Старый Гостиный двор, чтобы освободить место под строительство здания.
В начале августа 1905 года в Строительное Отделение Губернского Правления был подан рапорт купеческого старосты с приложением проекта (архитектора А.М. Салько) и сметы на постройку на месте Старого Гостиного Двора здания для РУЖД. Были представлены планы 1-й очереди строительства с фасадами, выходившими на Московскую улицу, Старо-Соборную (ныне Музейная) площадь и Часовенную (Челюскинцев) улицу. Протоколом Строительного отделения Губернского Правления №233 от 12 августа 1905 года проект был утверждён.
В газете «Саратовский вестник» от 14 августа и 1 сентября 1907 года появились заметки о том, что 12 августа 1907 года состоялась закладка здания Управления РУЖД. Срок строительства был выдержан, и 1 октября 1909 года в здании РУЖД состоялся молебен по поводу перехода многих отделов и служб в новое помещение.
К 1 октября 1910 года в Обществе купцов и мещан был практически решён вопрос о строительстве 2-й очереди здания. План и смету на постройку выполнил тот же А.М. Салько. Строительное отделение Губернского Правления своим Протоколом №589 от 28 ноября 1911 года утвердило проект пристройки к существующему дому Общества для помещения Управления РУЖД по Часовенной улице. В феврале 1914 года все остальные службы Управления РУЖД были переведены в отстроенную часть здания.
Архитектура здания управления Рязано-Уральской железной дороги
Огромное пятиэтажное здание, построенное по проекту саратовского архитектора А.М. Салько, стало настоящей достопримечательностью Саратова. Здание Управления, построенное в эпоху эклектики с использованием классицистических форм, оно и в начале XXI века сохранило свой неповторимый архитектурный облик. Управление имеет два основных входа – со стороны Музейной площади и со стороны улицы Московской, но главным фасадом все же считается юго-восточный, обращенный на собор.
Наилучший обзор на здание раскрывается в угловой точке. На башне этого угла расположены часы с боем, называемые саратовскими курантами. Фасады пятичастны, с тремя легкими ризалитами – центральным и боковыми. Углы здания срезаны в плане, в верхнем этаже надстроены башни и парапеты, акцентирующие углы. Цветовое решение фасадов построено на контрасте красного цвета стен и белого декора. В конце 1990-х, начале 2000-х годов здание было отреставрировано (как по фасадам, так и внутри).
Архитектурное решение главного и фасада по улице Московской идентичны. Нижняя горизонтальная тяга отделяет полуподвальный и первый этажи от верхних. Полуподвальный этаж гладкий, с высоким, крепованным по ризалитам, цоколем. Окна прямоугольные, с пучковыми завершениями, расположены на уровне земли. Первый этаж рустован, с окнами арочного завершения, обрамлёнными рогатыми наличниками. Наличники состоят из широких архивольтов с замковыми камнями, опирающихся на изящные пилястры. По оси симметрии каждого из двух описываемых фасадов расположены входы с широкими, двухстворчатыми дверьми под металлическим – козырьком.
Второй и третий этажи фасадов зрительно объединены. Этому способствуют пилястры коринфского ордера высотой в два этажа в плоскости ризалитов, и по паре пилястр симметрично в боковых простенках. Окна второго этажа прямоугольные с богатыми наличниками полукруглой и треугольной формы – сандриками. Сандрики опираются на пилястры.
В оформлении окон использована лепнина растительного орнамента. На срезанных углах здания второй этаж акцентирован балконами с изящной кованой решеткой. Окна над балконами украшены портиками с парой ионических колонн. Окна третьего этажа – арочного завершения, кроме боковых ризалитов, с профилированными архивольтами и замковыми камнями.
Широкая профилированная горизонтальная тяга отделяет последний, четвертый этаж от нижних. Эта тяга имеет широкий крепованный фриз, сильно вынесенный профилированный карниз с "сухариками". Тяга опоясывает все здание, способствуя зрительному объединению фасадов. Последний, завершающий этаж имеет прямоугольные окна в обрамлении пилястр, широкий богато декорированный фриз, сильно вынесенный профилированный карниз. Здание венчается парапетом с балясинами и тумбами, чередующимися в ритме окон. Особенностью центрального ризалита по улице Московской является использование фланкирующих центральный ризалит коринфских колонн на высоту второго и третьего этажа.
Фасад по улице Челюскинцев , северо-западный фасад, расчленен на две части. Левая его часть, если смотреть по плану, представляет собой гладкую поверхность брандмауэрной стены, правая часть, после въездной арки во внутренний двор, решена в формах остальных фасадов.
Планировка здания ясная, построена по коридорной системе. Лестничные марши закрепляют оси двух главных входов. Полукруглые объемы лестничных площадок выходят во внутренний двор.
Фасады здания не оштукатурены. Хорошо просматривается искусная кирпичная кладка с использованием большого количества типоразмеров кирпича. Современное цветовое решение фасадов соответствует первоначальному замыслу контраста между красным цветом стен и белым декором. Интерьеры изменились вследствие частичной перепланировки и ремонтов. Внешний же вид здания сохранился в первоначальном виде до наших дней. В нем и сейчас находится Управление ПривЖД. Реставрационные работы со зданием, к сожалению, не проводились.
В итоге хочется сказать, что Управление дороги является градостроительной доминантой Музейной площади. Однако пятиэтажное здание с украшенными лепкой фасадами не подавляет площадь своей массой, а органично включается в её ансамбль, сообразуясь со стилистикой и пропорциями соседних зданий, и, прежде всего, Свято-Троицкого собора.