Крестьянская реформа в Саратове

В этой статье мы расскажем Вам о крестьянской реформе, что было накануне отмены крепостного права, как его встретили жители Саратова и Саратовской губернии. Кроме того Вы узнаете как, где и при каких обстоятельствах в Саратове был зачитан манифест об отмене крепостного права.

Крестьянская реформа в Саратове

Накануне реформы по отмене крепостного права

Деятельность Саратовского губернского комитета началась 2 сентября 1858 года. Возглавил комитет губернский предводитель дворянства князь В.А. Щербатов, а контролировал его работу губернатор А.Д. Игнатьев.

В этом комитете разрабатывались параллельно два варианта проекта отмены крепостного права. Обсуждение каждого пункта программ проходило в ожесточённых спорах между крепостнической и либеральной группировками. Основные прения развернулись о наделении крестьян землёй и о размере цены за пользование землёй или о годовом оброке. В то время земля в Саратовском крае представляла большую ценность, губерния была одним из важнейших поставщиков товарного зерна, поэтому помещики соглашались дать крестьянам очень маленький надел — всего 2 десятины на душу мужского пола. Здесь стоит отметить, что земля не давалась на душу женского пола.

Годовой оброк за пользование этими небольшими участками установили в довольно высокую, по тем временам, сумму в 6 рублей, что либерально настроенное меньшинство назвало её «вовсе несоразмерной».

Немалую прибыль для себя пытались извлечь и саратовские помещики. Земля, которую занимали крестьянские избы и хозяйственные постройки, была оценена в 84 рубля, что в четыре раза больше стоимости определённой самими же членами комитета.

Деятельность Саратовского губернского комитета началась 2 сентября 1858 года. В этом комитете разрабатывались параллельно два варианта проекта отмены крепостного права. Обсуждение каждого пункта программ проходило в ожесточённых спорах между крепостнической и либеральной группировками

Особенно обременительными были условия освобождения дворовых. Дворовые крестьяне землю не получали, а значит беззастенчиво эксплуатировалось само право на свободу. По проекту, после опубликования реформы, дворовые должны были оставаться в 6-летней зависимости от помещика. Причём ежегодный оброк устанавливался для мужчин в размере 20 рублей, для женщин — 18 рублей.

Реформа началась, и уже через три года после её начала, дворовый мог искать свободу, но её цена была чрезвычайно высокой: для мужчин в возрасте от 18 до 40 лет — 300 рублей, от 40 до 55 — 200 рублей.

Наконец в начале апреля 1859 года работа над проектами была закончена и результаты отосланы в столицу, куда стекались труды деятельности всех губернских комитетов – на их основе вырабатывались общие положения.

Обращения крестьян к помещикам

В истории Поволжья, в том числе и Саратовского, есть немало интересных фактов обращения крепостных крестьян к помещикам, с просьбой перевода их с барщины на оброк. Одно из этих обращений было к К.Д. Кавелину – общественному деятелю, который владел имением в селе Константиновское Новоузенского уезда Самарской губернии. В начале 1858 года, когда крестьяне обратились к нему с просьбой перевести их с барщины на оброк, удалить управляющего, уменьшить весеннюю барщину с трёх дней до двух, он им сурово отписал:

«Вы думаете, что я не понимаю, что если мне вас на оброк выпустить, так мне с своей земли нечего делать будет? А я это очень хорошо понимаю. Если вы на оброк станете, мне ведь... не 2000 рублей, а 800 или 1000 получать от имения... Как же мне управляющего вывести из Константиновки и вас на оброк пустить? Разве я с ума сойду, тогда это может случиться, а не прежде... Весенних трёх дней ни за какие деньги не уступлю, об этом и толковать нечего»

Но уже через год, когда напряжение в русских деревнях стало нарастать в связи с подготовкой реформы, Кавелин пишет своему управляющему уже по-иному:

«Когда ещё речи не было об освобождении крестьян, я всегда говорил: если мужики меня убьют, я буду говорить в минуту смерти: эти люди платят мне за грехи моих предков и они правы... Когда же и как мы с мужиками сквитаемся за старые наши грехи? Никогда! Так мы, по крайней мере, должны сделать теперь всё, что от нас зависит, чтоб им было хорошо и спокойно. Будьте уверены, что, подаривши им усадьбы, я всё ещё останусь у них в долгу за прошлые их бедствия. А если им теперь хорошо и они это сами думают, то я не Могу Вам выразить, как я этим счастлив! Этого счастья я не променяю ни на какие богатства!»

Манифест об освобождении крестьян

Никто, в том числе и правительство, во главе с Александром II, не знали, что будет после объявления Манифеста об освобождении крестьян. Александр II говорил:

«Кто может поручиться, что, когда новое положение будет приводиться в исполнение и народ увидит, что ожидания его, то есть что свобода, по его разумению, не сбылась, не настанет ли для него минута разочарования? Тогда уже будет поздно посылать отсюда особых лиц для усмирения. Надобно, чтобы они были уже на местах»

Все дело в том, что дворяне и крестьяне по-разному представляли себе цель и характер готовящейся в столице реформы. Жандармский подполковник К.Ж. Рунич в своём донесении князю Долгорукову в июне 1860 года писал:

«Разнесся недавно между саратовскими дворянами слух, что будто бы при освобождении крестьян не будет определено обязательного надела земли, а представятся в собственность крестьянам одни только усадьбы землёю, на которой они помещены, надел же полевой землёю будет совершенно зависеть от полюбовной сделки владельцев с крестьянами. Слух этот встретил между здешними дворянами сильное сочувствие и почитается весьма основательным, ибо только в этом-де случае, по мнению помещиков, можно безубыточно определить ценность земли, не нарушая прав собственности владельцев»

Тот же Рунич, в другом своем донесении писал:

«Гораздо больше единодушия в действиях и логичности в суждениях по крестьянскому делу встречается между крепостным сельским населением. Не вдаваясь ни в какие предположения, оно не изменяет уже раз составленному им себе понятию относительно своего освобождения и, понимая слово освобождение чисто в буквальном смысле, остается покуда спокойным, несмотря на часто весьма несправедливые поступки своих помещиков, в твердом убеждении, что в скором времени с совершенным освобождением произвол их помещиков прекратится сам собою и они получат полную самостоятельность. Останется ли сельское население спокойным впоследствии, когда преувеличенные их надежды не осуществятся, — составляет совершенно другой уже вопрос, который может разрешить одно лишь время»

Опасаясь массовых крестьянских волнений в ответ на Манифест об освобождении крестьян, правительство направило в ряд губерний, в том числе и Саратовскую, дополнительные войска, для поддержания порядка. Наконец, 13 марта 1861 года в Александро-Невском Кафедральном соборе Саратова, в присутствии губернатора и других высших чинов, при усиленном наряде полиции, был торжественно объявлен Манифест об освобождении крестьян, который затем зачитывался по уездам — в деревнях и сёлах.

Итоги крестьянской реформы

В ответ на объявление Манифеста начался мощный подъём крестьянского движения, которое охватило все уезды Саратовской губернии. Крестьяне заявили, что больше «не желают оставаться в тех же отношениях к помещику, как было прежде», и «никакой работы для него исполнять не будут». Всего за два года, с 1861-1863 года, произошло около 150 крестьянских выступлений.

Для крестьянского движения были характерны, как правило, разобщённость, неорганизованность, низкий уровень политического сознания. Крестьяне считали, что местные власти подменили настоящий Манифест, и ожидали «новой воли и дарования им земли в собственность, без всякой платы». Пассивные формы борьбы с восстаниями и использование регулярных войск  привели со временем к затуханию крестьянского движения.

Следствием крестьянской реформы в Саратовской губерний было массовое разорение крестьянства. Одно из положений реформы позволяло крестьянам получить землю без выкупа, но в размере четвёртой части от полагавшегося по положению надела. Такой крестьянин именовался «дарственником», а земля — «дарственным наделом».

В ответ на объявление Манифеста начался мощный подъём крестьянского движения, которое охватило все уезды Саратовской губернии. Крестьяне заявили, что больше не желают оставаться в тех же отношениях к помещику, как было прежде, и никакой работы для него исполнять не будут. Всего за два года, с 1861-1863 года, произошло около 150 крестьянских выступлений

Многие крестьяне, стремясь скорее избавиться от зависимости и ожидая от царя «настоящую волю», предпочитали брать дарственные наделы размером всего в одну десятину на душу мужского пола, оставляя в выигрыше помещиков. Всего в Саратовской губернии на дарственный надел перешло свыше 102 тыс. крестьян, при этом из 533 тыс. десятин земли у них осталось 119 тысяч.

Однако, в дальнейшем эти крестьяне, для того чтобы вести хозяйство, вынуждены были арендовать землю у своих бывших господ. Рост арендной платы за пользование землёй к 1880 году был более чем в 3 раза, что сразу же поставило дарственников в тяжёлое положение.

Заключение

Таким образом, помещики Саратовской губернии сохранили в своих руках большое количество земли. Крестьяне же вышли на свободу малоземельными и задавленными тяжёлыми выкупными платами, непосильными для крестьянских хозяйств. Это поставило их в зависимость от прежних владельцев.

Крестьянское движение в Саратовской губернии

Политические движения после крестьянской реформы

Источники:

При написании статьи использовались следующие источники: 1. Казаков Б.И. и др. Страницы летописи Саратова/Б.И. Казаков, Г.Д. Казакова, Л.Н. Любомирова.-Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987.-136 с.: ил.,л. 2. История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. — Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2008. — 304 с. 3. Семенов В. В старину саратовскую. - Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1994. Рисунок: by-time.ru

Добавить комментарий