Зарождение городского транспорта в Саратове

Вторая половина XIX и начало XX века были временем развития внутригородского транспорта. Население Саратова во второй половине XIX века быстро увеличивалось, значительно выросла и территория. Таким образом, встал вопрос об организации городского транспорта в городе.

Трамвай на улице Немецкой в Саратове

Зарождение городского транспорта в Саратове

1 мая 1887 года было открыто движение вагонов конно-железной дороги, принадлежавшей одному из акционерных обществ. Простые вагончики конки, выкрашенные в зеленый цвет, были рассчитаны на 24 места и перевозились парой лошадей. Кучер держал в руках вожжи и тормозную рукоятку и весь рабочий день (с 7 утра до 11 ночи) должен был проводить стоя. «Отдыхать» приходилось лишь на остановках, да при перемене лошадей. Рельсы этой дороги были проложены от вокзала до Волги (нынешней Музейной площади) по Московской улице от той же Музейной площади по Б. Сергиевской до Солдатской слободки (в районе стадиона «Труд»). Это были основные линии, но, кроме того, вагоны конки следовали по Никольской улице: от Московской до Константиновской, там поворачивали и по ней шли до Общедоступного театра (где ныне театр драмы). От той же Константиновской (в районе нынешнего Детского парка) шла линия конки до товарной станции; была и еще одна линия — от бывшего кинотеатра «Ударник» по Александровской (ныне М. Горького) до Сергиевской (ныне улица Мичурина).

Схема конно-железной дороги в Саратове

Выдержать какой-то, хотя бы приблизительный, график движения для конки было очень затруднительно. Хотя имелись определенные пункты остановки, в ходу были и остановки по требованию, причем совершенно не предусмотренные. Так просуществовала конка двадцать с лишним лет, а затем с победным шествием электричества пошел по Саратову и трамвай. По вопросу устройства в городе трамвайного движения в думе разгорелись дебаты: делать ли это силами города или же сдать в концессию иностранцам. Победила последняя точка зрения, и 15 апреля 1905 года городское управление предоставило концессию бельгийскому обществу трамваев на определенных договорных условиях. Постройка продолжалась четыре года, и первые трамваи пошли по саратовским улицам в конце 1908 года.

Маршруты первоначально были те же, что и на конно-железной дороге, но постепенно к ним прибавлялись и новые. Один из них проходил вдоль берега Волги. Была проведена в дальнейшем трамвайная линия и к дачным остановкам.

Губернское правление в Саратове

Транспорт Саратова в XIX веке

Источники:

При написании статьи использовались следующие источники: 1. Казаков Б.И. и др. Страницы летописи Саратова/Б.И. Казаков, Г.Д. Казакова, Л.Н. Любомирова.-Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987.-136 с.: ил.,л. 2. История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. — Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2008. — 304 с. 3. Семенов В. В старину саратовскую. - Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1994.

Добавить комментарий