Портрет великой княгини Марии Николаевны, Франсуа Ксавье Винтерхальтер

Сад Сервье совместно с Саратовским художественным музеем им. А.Н. Радищева представляют новый проект – «Великая живопись». В его рамках мы будем рассказывать своим читателям о самых интересных и великих произведениях искусства, которые хранятся в фондах Радищевского музея, и которые можно лицезреть посетив его. Сегодня речь пойдёт о портрете великой княгини Марии Николаевны, Франсуа Ксавье Винтерхальтера.

В середине 50-х годов XIX века известный салонный парижский портретист Франсуа Ксавье Винтерхальтер (1806-1873) в течение двух лет написал несколько портретов членов русской царской фамилии. Среди них портреты вдовствующей императрицы Александры Федоровны и двух ее дочерей - великих княгинь Ольги Николаевны и Марии Николаевны. Все три портрета были написаны вскоре после смерти императора Николая I в период траура, потому они решены художником достаточно сдержанно: неброский фон, отсутствие драгоценностей, скромные наряды. Точных сведений о том, когда Винтерхальтер портретировал русских августейших особ, нет. Видимо, портреты были созданы во время пребывания императрицы и ее дочерей во Франции, поскольку в Россию художник впервые приехал позже, в 1860 году.

Придворные портреты Винтерхальтера часто повторялись как самим автором, так и другими живописцами. Одна из таких копий представляет великую княгиню Марию Николаевну, которая изображена на несколько условном романтизированном фоне горного пейзажа с закатным солнцем и затянутым тучами небом. Героиня портрета приближена к зрителю, ее фигура занимает почти все пространство картины, что придает композиции монументальный статуарный характер.

Неизвестный художник середины XIX века. Портрет великой княгини Марии Николаевны

Мария Николаевна изображена в развороте, ее лицо обращено к зрителю, выражение лица строгое и немного печальное. Портрет не выглядит помпезным и официальным благодаря романтическому пейзажному фону и нескольким ярким неожиданным деталям - жемчужным четкам, шелковому вееру и черной газовой мантилье, возможно, символу недавней утраты. Цветовое решение строится автором на тонком сочетании жемчужно-серых, пепельных, палевых оттенков платья, аксессуаров, закатного неба, которому противостоит контраст черного кружева накидки и красного атласа отделочных лент в прическе и на платье. Как всегда, Винтерхальтер блестяще передает фактуры материалов. Воздушность газовой мантильи, переливы тяжелой тафты, из которой изготовлено платье великой княгини, мерцание матовых жемчужин - все выглядит осязаемым и достоверным.

Умение подчеркнуть достоинства модели и сгладить недостатки, сохранив при этом портретное сходство и окружив персонажа роскошью и блеском, способствовало громкой европейской славе Франсуа Винтерхальтера. Художник был родом из Германии, где и получил образование, окончив Академию в Мюнхене, с середины 1830-х годов он обретает известность и работает придворным портретистом французских монархов Луи-Филиппа и Наполеона III. Портреты Винтерхальтера, Дюбюфа и других близких им живописцев пользовались огромным успехом в великосветском обществе.

Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера и Дюбюфа, – констатировал Александр Дюма в 1859 году, – они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером или Дюбюфом


Подобные глянцевые композиции обычно экспонировались в парижском художественном Салоне, крупнейшей ежегодной официальной выставке. Жюри Салонов активно поддерживало искусство, основой которого служил эклектизм творческого метода, опирающегося, прежде всего, на нормы академизма, а также использующего внешние приемы романтизма. Искусство, где господствовала эффектность композиции при прямолинейности трактовки значительных тем, формальная виртуозность исполнения в соединении с излишней патетикой и идеализацией персонажей, стали называть салонным. Одним из самых знаменитых представителей салонного искусства был в середине XIX столетия Ф.К. Винтерхальтер.

Великая княгиня Мария Николаевна (1819-1876) - дочь Николая I и Александры Федоровны, принцессы Прусской, активно участвовала в управлении женскими учебными заведениями, была председателем Общества поощрения художеств, а в 1852 г., после смерти супруга, герцога Лейхтенбергского, стала президентом Академии художеств (до 1876 г.). При ней в 1859 г. был принят новый устав Императорской Академии художеств, восстановивший преподавание общеобразовательных предметов. С 1862 г. Академия стала с успехом принимать участие в международных и всемирных выставках. По инициативе вице-президента Академии князя Г. Г. Гагарина, чье увлечение раннехристианским и византийским искусством разделяла и великая княгиня Мария Николаевна, был открыт класс православного иконописания и музей древнехристианского искусства, который был в 1880-х гг. целиком передан в организовывавшийся Русский музей императора Александра III.

Мария Николаевна была любимой дочерью Николая I, которую он выдал замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского и подарил молодым супругам Мариинский дворец. Как это часто бывает с династическими браками, он не был особенно счастливым, супруги были противоположны по темпераменту, страстная натура дочери императора и сдержанный склонный к научным занятиям герцог. Максимилиан был способным горным инженером, он увлекался геологией, профессионально изучал минералы, возможно, именно это увлечение сблизило его с известным обладателем минералогического собрания графом Строгановым. Во всяком случае, Григорий Александрович долгие годы был частым гостем Мариинского дворца, некоторое время он постоянно жил здесь в статусе друга семьи. Все петербургское общество, кроме императора, смотрело сквозь пальцы на необычную дружбу, которая продолжалась до смерти герцога. Оставшись вдовой, великая княгиня обратилась к брату Александру, наследнику престола, за разрешением на брак, оно было получено, и Строганов стал супругом Марии Николаевны. Осенью 1854 года в домовой церкви Мариинского дворца состоялось тайное венчание Великой княгини Марии Николаевны и графа Григория Александровича Строганова.

Автор: Жукова А.В.

Портрет великой княгини Марии Николаевны, неизвестного художника середины XIX века, можно посмотреть в Радищевском музее (ул. Радищева, 39).

Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях:

vk.com/sadservie

twitter.com/sadservie

instagram.com/sad_servie

Источники:

Картинка: fansshare.com

Добавить комментарий