Сад Сервье совместно с Саратовским художественным музеем им. А.Н. Радищева представляют новый проект – «Великая живопись». В его рамках мы будем рассказывать своим читателям о самых интересных и великих произведениях искусства, которые хранятся в фондах Радищевского музея, и которые можно лицезреть посетив его. Сегодня речь пойдёт о «Футболе» Павла Варфоломеевича Кузнецова.
Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968) свои первые художественные навыки получил в Саратове, в мастерской отца - "живописных дел мастера" Варфоломея Федоровича Кузнецова. Затем он учился в Студии живописи и рисования при Саратовском обществе любителей изящных искусств у выпускника Петербургской Академии художеств и лучшего саратовского педагога В. В. Коновалова и итальянца по происхождению, оставшегося жить и работать на Волге, Г. П. Сальвини-Баракки. Исключительно важным событием в его жизни стала встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым, оказавшим сильное и благотворное влияние на молодое поколение саратовских художников. Продолжив свое образование в МУЖВЗ, юноша посещал частную мастерскую К. А. Коровина, где занимался пленэрной живописью вместе с В. А. Серовым, В. Д. Поленовым, Н. А. Тарховым. В то время художник находился под обаянием коровинской манеры письма, увлекался импрессионизмом. Организовав в училище кружок единомышленников (кузнецовский кружок), он положил начало голуборозовского движения в русском искусстве.
Один из крупнейших мастеров XX века, Кузнецов как художник формировался на рубеже двух столетий. Картина русской живописи того времени, отражающая напряженную борьбу различных идейно-эстетических устремлений, сложна и противоречива. Однако Кузнецов не потерялся в этом потоке, найдя свой собственный художественный язык. Живописец, график, художник театра, пейзажист, портретист, автор монументально-декоративных панно, натюрмортов, композиций символистского характера, серий произведений на восточные темы - это далеко неполный диапазон его творчества.
Член-учредитель объединений "Голубая роза" (1907) и "4 искусства" (1924), Павел Кузнецов сыграл большую роль в возникновении "саратовской школы", представив в своих произведениях новую живописно-пластическую структуру изображения. Неопределенность чувств, иллюзорность образов, невозможность описать словами и понятиями содержание его произведений привело к открытию особого языка цвета, света и формы, который лег в основу русского символизма.
Будучи преподавателем ряда известных московских художественных заведений и мастерских при Отделе ИЗО в Саратове, Кузнецов оказал влияние на целую плеяду художников XX столетия. Он воспринимался не только как один из крупнейших живописцев, но и как автор так называемой "теории цветотональности", нашедшей полноценное воплощение в художественной практике мастера. На протяжении долгой жизни черты его творчества менялись, приобретая новые особенности, обращаясь к новым сюжетам и темам.
После революции 1917 года тема спорта активно вошла в творческую практику художников разных направлений. Уже в середине 1920-х годов появился ряд произведений, получивших высокую оценку современников и отмеченных партийным руководством, видевшим в спорте черты нового строя, новой реальности. Однако не только и не столько это служило импульсом для изображения темы спорта. Многогранность ее отмечал А. Дейнека, признанный основоположником спортивной темы в советском искусстве и обращавшийся к ней на протяжении всего творческого пути:
Спорт имеет одну великолепную особенность: он укладывается в разнообразнейшие рамки искусства. Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен… Спорт вмещает в себя все оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем немало героического
Привлекало еще и то, что молодое поколение в то время было увлечено различными видами спортивных игр. Создавались дворовые команды, соревновались не за приз, а за честь. Быть может, благодаря разносторонности этой темы и присутствия ее вокруг и везде к ней пришел Кузнецов. Как ни странно, это произошло после посещения и открытия художником Армении. Возможно, это связано с тем, что облик активно строящейся республики возбудил в художнике желание изображать открытое движение, построенное на постоянных столкновениях, пересечениях, импульсах. В 1931 году Кузнецов создал небольшую серию картин, посвященную спортивным играм и соревнованиям: "Бег", "У старта", "Пушбол". К этой серии относится и работа "Футбол". Последние три из указанных произведений исследователь творчества мастера А. Русакова предлагает назвать триптихом, где "Пушбол" служит центральной частью, а "У старта" и "Футбол" - левой и правой, соответственно. Одна и та же тема показана художником в трех ее вариациях, в трех пространственных решениях, уравновешивающих друг друга.
В работе "Футбол" на фоне ярко-голубого солнечного неба, пересеченного изгибами перистых облаков, изображены два играющих в футбол молодых человека в однотонных шортах, полосатых рубашках и гетрах. В левой части работы находится мяч, получивший удар одного из футболистов. Спортсмены сосредоточены на игре, их руки сжаты в кулаки. Привлекает внимание пространство нижней части произведения, которое представляет собой закрученный полуовалом вихрь, полностью слитый с движением ног переднего футболиста.
Фигуры помещены на первом плане работы, который немного отодвинут вглубь. Казалось бы, расположенный в центре композиции первый юноша, должен занимать все внимание зрителя. Но на самом деле смысловым центром изображения является мяч, к которому устремлены все потоки, жесты и внимание футболистов.
Движения игроков неуравновешенны, некоторые жесты противоречат строению человеческого тела. Особенно это заметно у дальнего футболиста, фигура которого лишена анатомической правильности. Однако все это подчинено главной теме полотна - движению. В прежние годы Кузнецов предпочитал изображать человека либо в состоянии полного покоя, либо двигающегося медленно и плавно, исключая несколько работ ("Яванская танцовщица", портрет Е. М. Бебутовой с веерами). Теперь мастер хочет передать энергичное движение, непрерывную динамику.
Движение разворачивается в работе по кругу. Это определяют несколько дуг, по которым ориентирована в пространстве фигура ударяющего по мячу футболиста (изгиб тела, заканчивающийся закруглением носка бьющей ноги, положение рук). Цветовые дугообразные потоки под его ногами сливаются и как бы закручиваются к мячу, служащему эпицентром этого своеобразного смерча. Второй игрок сдерживает, на сколько это возможно, уравновешивает, вводит движение в границы холста.
Фигуры юношей, излучающих молодость, красоту и здоровье, парят в воздухе, не имея какой-либо прочной основы. Изображения их местами теряют четкие очертания, растворяясь в воздухе, они почти не имеют веса и объема. Кажется, пройдет мгновение, и игроки завертятся в бешеном ритме вихря, поднимающегося из-под ног. Волнообразные линии облаков, резко наискось перечеркивающие небо, поддерживают скорость, в которой существуют персонажи. В произведении много воздуха и света, хотя конкретного светового источника не видно. Солнце незримо присутствует в нем, освещая левую часть полотна, наполняя цвета яркостью и теплом летнего дня. Солнечные блики заметны на земле, лицах и одежде футболистов.
Колорит работы очень богат и состоит из мельчайших по тональности переходов холодных оттенков голубого, сиреневого, розового, фиолетового и теплых - рыжего, желтого, коричневого. Зеленый цвет уравновешивает это сочетание. Несмотря на противовес теплоты тонов, в целом цветовая гамма создает удивительно яркую, радостную и в то же время спокойную гармонию, свойственную всем полотнам мастера и которой он не изменяет ни в один из периодов своего творчества.
Известна техника создания живописной поверхности на полотнах Кузнецова. Цветовое единство произведения создается при помощи моделирования цвета: художник берет цвет и затем, изменяя его качество и силу, строит форму. Свет не кладется сверху по готовой уже форме, а замешивается внутрь цвета, сообщая последнему ту или иную светосилу. Этот прием определяет основной принцип "теории цветотональности" автора. Благодаря такому способу весь холст как бы начинает двигаться, объем одного предмета переливается в объем другого. Единством этого движения связано все в изображении и придает ему законченность и цельность.
Перед нами жанрово-пейзажная сцена, которую можно отнести к бытовому жанру. Но у Кузнецова это не просто часть бытовой жизни современника, играющего в футбол. Это - бытие, выходящее за рамки повседневности, значительное и монументальное, что позволяет вывести произведение за пределы бытового жанра как такового. Заданная темой спорта неореалистическая тенденция напрочь заглушается удивительным настроением работы, ее цветовой гармонией, пространственным построением и художественными приемами, которые применяет автор, оставаясь верным символистскому течению.
Автор: Елена Николаевна Пакалина, сотрудник Радищевского музея
«Фублол», Павла Варфоломеевича Кузнецова, можно посмотреть в Радищевском музее (ул. Радищева, 39).
Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях: