Сад Сервье совместно с Саратовским художественным музеем им. А.Н. Радищева представляют новый проект – «Великая живопись». В его рамках мы будем рассказывать своим читателям о самых интересных и великих произведениях искусства, которые хранятся в фондах Радищевского музея, и которые можно лицезреть посетив его. Сегодня речь пойдёт о портрете Елизаветы Николаевны Кривцовой, Франсуа Ксавье Винтерхальтера.
Портрет Елизаветы Николаевны Кривцовой (1817-1855) дает яркое представление о салонной портретной живописи, которая становится к середине XIX века популярной у аристократических заказчиков. Автором портрета считается немецкий живописец Франсуа Ксавье Винтерхальтер (1806-1873), снискавший известность у представителей дворянских родов многих стран Европы. По своей стилистике картина вполне может дополнить тот длинный ряд женских портретов, где были представлены публике элегантные светские дамы в роскошных костюмах.
Франсуа Ксавье Винтерхальтер. Портрет Е.Н. Кривцовой.
Изображая Елизавету Николаевну, автор не поскупился на декоративные детали и подробности, стремясь поразить зрителя умелой передачей разнообразия и игры фактур бархатной накидки, атласного платья, кружевного воротника, фарфоровой вазы. Взгляд зрителя постоянно отвлекается на многочисленные аксессуары - розу в прическе, нитку жемчуга, яркую рубиновую брошь, серебряный лорнет, лайковую перчатку. Все эти атрибуты роскоши призваны подчеркнуть утонченный вкус Кривцовой и ее аристократизм, что входило в задачу авторов подобных портретов. За пышностью и нарядностью теряется сама модель, ее характер, индивидуальность, она остается холодной и отчужденной.
Умение подчеркнуть достоинства модели и сгладить недостатки, сохранив при этом портретное сходство и окружив персонажа роскошью и блеском, способствовало громкой европейской славе Франсуа Винтерхальтера. Художник был родом из Германии, где и получил образование, окончив Академию в Мюнхене, с середины 1830-х годов он обретает известность и работает придворным портретистом французских монархов Луи-Филиппа и Наполеона III. Портреты Винтерхальтера, Дюбюфа и других близких им живописцев пользовались огромным успехом в великосветском обществе.
Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера и Дюбюфа, – констатировал Александр Дюма в 1859 году, – они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут – одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером или Дюбюфом
Подобные глянцевые композиции обычно экспонировались в парижском художественном Салоне, крупнейшей ежегодной официальной выставке. Жюри Салонов активно поддерживало искусство, основой которого служил эклектизм творческого метода, опирающегося, прежде всего, на нормы академизма, а также использующего внешние приемы романтизма. Искусство, где господствовала эффектность композиции при прямолинейности трактовки значительных тем, формальная виртуозность исполнения в соединении с излишней патетикой и идеализацией персонажей, стали называть салонным. Одним из самых знаменитых представителей салонного искусства был в середине 19 столетия Ф.К. Винтерхальтер.
В музейное собрание «Портрет Е.Н. Кривцовой» попал из саратовского имения Отрадино, где хозяйкой была дочь Елизаветы Николаевны О.П. Орлова.
Е.Н. Кривцова, рожденная княжна Репнина-Волконская, принадлежала к высшему светскому обществу, она была дочерью Николая Григорьевича Волконского, генерала-от-кавалерии, в 1801 году получившего право носить фамилию своего деда по матери - фельдмаршала Н.В. Репнина, оставшегося без наследников. Матерью Кривцовой была графиня Варвара Алексеевна Разумовская, по материнской линии племянница знаменитого хозяина Останкина графа Н.П. Шереметева, женившегося на крепостной актрисе Полине Жемчуговой. Имея такие блестящие родственный связи, княжна вступила в брак с Павлом Ивановичем Кривцовым (1806-1844), представителем небогатого и не столь знатного дворянского рода. Ее избранник был превосходно образованным и подававшим блестящие надежды молодым дипломатом, знакомство их состоялось в Риме, где проходила служба Павла Ивановича. Свадьба состоялась в ноябре 1837 года во Флоренции, в семье Кривцовых было двое детей - Ольга и Николай. В дальнейшем Павел Иванович стал камергером, первым советником русского посольства в Риме и попечителем русских художников в Италии.
Автор: Жукова Александра Васильевна, сотрудник Радищевского музея.
«Портрет Е.Н. Кривцовой», Франсуа Ксавье Винтерхальтера, можно посмотреть в Радищевском музее (ул. Радищева, 39).
Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях: