Сад Сервье совместно с Саратовским художественным музеем им. А.Н. Радищева представляют новый проект – «Великая живопись». В его рамках мы будем рассказывать своим читателям о самых интересных и великих произведениях искусства, которые хранятся в фондах Радищевского музея, и которые можно лицезреть посетив его. Сегодня речь пойдёт о «Женском портрете» Юлиуса Шольца.
В 1946 году у одного из жителей Саратова Радищевский музей приобрел портрет молодой женщины, выполненный, согласно подписи, в 1853 году художником Юлиусом Шольцем (1825–1893). Немецкий художник Юлиус Шольц родился в Силезии, в Бреслау – в настоящее время это польский город Вроцлав. В 1844 году поступил в дрезденскую Академию художеств, где учился у исторического живописца Юлиуса Хюбнера. Закончив учебу, остался жить и работать в Дрездене, с 1874 года занимал должность профессора Академии.
Юлиус Шольц – мастер большого творческого диапазона. Он начал свою карьеру как жанровый живописец, создав целую галерею выразительных сценок из жизни всех слоев общества. Однако славу ему принесли исторические композиции. Большинство произведений Шольца выполнено маслом, он также работал акварелью и в технике энкаустики – живописи воском. На стенах старинного замка Альбрехтсбург в Дрездене, в реставрации которого Шольц принимал участие, он выполнил в технике энкаустики цикл росписей с изображением сцен из истории Саксонии. Его исторические композиции кажутся написанными с натуры, так живо и непосредственно художнику удалось передать атмосферу изображенных событий.
Но более всего Юлиус Шольц был востребован как портретист. Биографы художника отмечают, что, получая огромное число заказов на выполнение портретов, он длительное время должен был отказываться от других видов деятельности. Мастеру одинаково хорошо удавались и большеформатные портреты, выполненные масляными красками на холсте, и рисунки пером, и акварельные миниатюры.
Шольц показывает своих героев в неразрывной связи с миром, в котором они живут, – в домашней обстановке, в окружении семьи, часто за будничными, повседневными занятиями. Больше всего он любил писать детские и женские образы. Среди его самых известных работ – «Мальчик из церковного хора» (1854, Галерея старых мастеров, Берлин), а также целый ряд замечательных произведений из собрания Дрезденской картинной галереи – «Бабушка с внучкой» (1863), «Портрет Амалии Яны фон Кар-Херр» (1867), «Портрет госпожи Хаусшильд» (1873) и другие.
Юлиус Шольц. «Женский портрет».
Портрет молодой дамы, который сейчас находится в собрании Радищевского музея, был, скорее всего, заказан ее мужем. Молодая женщина в белом платье дружелюбно и с достоинством смотрит на зрителей. Дорогие изящные браслеты, платье, явно сшитое у хорошего портного, говорят о материальном достатке семьи, а обручальное кольцо и розы – символ любви, и собачка – символ верности показывают, что перед нами – любящая и любимая жена.
В качестве аналогии можно привести названный выше «Портрет Амалии Яны фон Кар-Херр» из Дрездена – также, видимо, заказанный мужем портрет любимой жены. Хотя эти два портрета разделяют четырнадцать лет, между ними много общего. Обе дамы изображены в саду, в светлых нарядных пышных платьях. Портреты похожи сдержанным изысканным колоритом, элегантностью поз, характером аксессуаров – на руке Амалии тоже обручальное кольцо и дорогие браслеты. Работая над такими портретами, художник должен был непременно выполнять пожелания заказчика. Тем не менее, ему удалось передать индивидуальность каждой модели.
Юлиуса Шольца считают одним из немногих художников Дрездена, имя которого по праву вписано в историю искусства XIX столетия. Его именем названа улица этого прекрасного города.
Автор: Савицкая Татьяна Евгеньевна, заведующая отделом зарубежного искусства Радищевского музея
«Женский портрет», Юлиуса Шольца, можно посмотреть в Радищевском музее (ул. Радищева, 39).
Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях: