Сад Сервье совместно с Саратовским художественным музеем им. А.Н. Радищева представляют новый проект – «Великая живопись». В его рамках мы будем рассказывать своим читателям о самых интересных и великих произведениях искусства, которые хранятся в фондах Радищевского музея, и которые можно лицезреть посетив его. Сегодня речь пойдёт о «Портрете поэта С.П. Щипачева» Павла Варфоломеевича Кузнецова.
Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968) свои первые художественные навыки получил в Саратове, в мастерской отца – «живописных дел мастера» Варфоломея Федоровича Кузнецова. Затем он учился в Студии живописи и рисования при Саратовском обществе любителей изящных искусств у выпускника Петербургской Академии художеств и лучшего саратовского педагога В. В. Коновалова и итальянца по происхождению, оставшегося жить и работать на Волге, Г.П. Сальвини-Баракки. Исключительно важным событием в его жизни стала встреча с В.Э. Борисовым-Мусатовым, оказавшим сильное и благотворное влияние на молодое поколение саратовских художников. Продолжив свое образование в МУЖВЗ, юноша посещал частную мастерскую К.А. Коровина, где занимался пленэрной живописью вместе с В.А. Серовым, В.Д. Поленовым, Н.А. Тарховым. В то время художник находился под обаянием коровинской манеры письма, увлекался импрессионизмом. Организовав в училище кружок единомышленников (кузнецовский кружок), он положил начало голуборозовского движения в русском искусстве.
Один из крупнейших мастеров XX века, Кузнецов как художник формировался на рубеже двух столетий. Картина русской живописи того времени, отражающая напряженную борьбу различных идейно-эстетических устремлений, сложна и противоречива. Однако Кузнецов не потерялся в этом потоке, найдя свой собственный художественный язык. Живописец, график, художник театра, пейзажист, портретист, автор монументально-декоративных панно, натюрмортов, композиций символистского характера, серий произведений на восточные темы - это далеко неполный диапазон его творчества.
Член-учредитель объединений «Голубая роза» (1907) и «4 искусства» (1924), Павел Кузнецов сыграл большую роль в возникновении «саратовской школы», представив в своих произведениях новую живописно-пластическую структуру изображения. Неопределенность чувств, иллюзорность образов, невозможность описать словами и понятиями содержание его произведений привело к открытию особого языка цвета, света и формы, который лег в основу русского символизма.
Будучи преподавателем ряда известных московских художественных заведений и мастерских при Отделе ИЗО в Саратове, Кузнецов оказал влияние на целую плеяду художников XX столетия. Он воспринимался не только как один из крупнейших живописцев, но и как автор так называемой «теории цветотональности», нашедшей полноценное воплощение в художественной практике мастера. На протяжении долгой жизни черты его творчества менялись, приобретая новые особенности, обращаясь к новым сюжетам и темам.
В октябре 1941 года, когда все явственнее стала угроза захвата столицы фашистскими войсками, Павел Кузнецов отказался покинуть Москву. Вместе со своей супругой - художницей Е.М. Бебутовой - они остались в постепенно пустеющем городе с тревожно блуждающими по небу лучами прожекторов, крестами маскировки на окнах и ежами противотанковой обороны на окраинах. На их полотнах тех лет можно увидеть улицы военной столицы, самолеты между боевыми вылетами, парашютные десанты, лица людей, отправляющихся на фронт.
В годы Великой Отечественной войны Павел Кузнецов написал несколько портретов, на которых бойцы Красной армии, представители нелегких военных профессий - летчик, штурман, разведчик. Как правило, со всеми из них он был лично знаком, а порой дружен. Павел Кузнецов выезжал на аэродромы для того, чтобы видеть и наблюдать портретируемых в привычной для них обстановке. Портрет поэта С. П. Щипачева, написанный в 1942 году, не нарушает этот ряд. Степан Петрович Щипачев - советский поэт - в военные годы работал корреспондентом газеты «За Родину», писал стихи, часто бывал на фронте.
На фоне пейзажа в пол-оборота вправо изображен мужчина средних лет в военной форме и с блокнотом в руках. На нем - перехваченный кожаным ремнем зимний овчиный полушубок с отворотами и меховым воротником. В разрезе полушубка видна стойка гимнастерки с красными петлицами, на которых крепятся эмблемы рода войск. Художник делает образ емким: это и защитник Родины - воин, патриот, и поэт - человек творчества, продолжатель традиций русской культуры. Но содержание работы далеко от помпезности. Живописная сдержанность, передающая дух времени, сочетается с решением живописных задач, помогающих раскрывать волевое начало в человеке. Степан Щипачев изображен в момент напряженной работы мысли, когда, возможно, рождаются строки будущих стихов. Синие прищуренные глаза напряженно вглядываются в даль, привлекая внимание. Выразительное лицо спокойно и исполнено достоинства.
Одно из стихотворений поэта, самое пронзительное, запечатлевшее последние пять минут, разделяющие мирное и военное время, как нельзя более отражает миг, изображенный на портрете:
…Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Работа продолжает традиции кузнецовского портретного творчества 1930-х годов, где можно найти примеры больших удач по колориту и композиции. Однако теперь художник изображает своих героев более прямолинейно и бесхитростно, стараясь как можно точнее передать облик фронтовиков. Поэтому композиция работы проста: фигура поэта находится на первом плане ближе к левому краю холста, дальний план разделен линией горизонта практически пополам. Поза изображенного традиционна.
Автор очень увлеченно пишет голубое с розоватыми облаками небо, относясь к колориту работы очень внимательно. Пейзажный фон обладает множеством оттенков: светло-фиолетовый, разбеленно-голубой, серо-зеленый, нежно-зеленый, цвет весенней травы, желтый - от ядовито-лимонного до светло-бежевого. Так художник представляет небеса. Отрезок земли вторит им: синий ультрамарин и пронзительный голубой, глубокий зеленый и бирюзовый, рыжий, желтоватый, светло-коричневый - это лишь малая толика того цветового богатства, которым одаривает автор.
Цветовые рефлексы лежат на лице и руках портретируемого, его одежде. Общий тонов костюма портретируемого - зеленый, но он соткан из различных оттенков коричневого, желтого, сиреневатого, красного. Здесь вступает в действие «цветотональная» система мастера, которую он развивает всю свою жизнь.
Свето-теневое решение как бы разделяет холст по диагонали. Левый нижний угол его находится в тени, создавая впечатление сумеречности, тревожности. Правая часть работы и небо гораздо светлее, будто бы освещены восходящим солнцем. Но этот переход - не контрастный, плавный - оставляет ощущение гармонии. Именно в этой гармоничности, красоте, в постоянном чувстве прекрасного состоит программа художника, которую он реализует в портрете Щипачева.
Работа была опубликована впервые в двухтомном юбилейном издании «К Победе прямиком…», подготовленном в 2005 году ко Дню Победы издательством «Искусство. XXI век». Без сомнения, она тематически точно и емко отражает живописные искания тех лет и характеризует одну из страниц творчества Павла Кузнецова.
Автор: Пакалина Елена Николаевна, сотрудник Радищевского музея
«Портрет поэта С.П. Щипачева»Павла Варфоломеевича Кузнецова., можно посмотреть в Радищевском музее (ул. Радищева, 39).
Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях: