В Саратове собираются переименовать улицу Сакко и Ванцетти в улицу Булгакова. В связи с этим мы хотели бы рассказать своим читателям о том, кто такие Никколо Сакко и Бартоломео Ванцетти и чем они «прославились». В интернете существует бесчисленное множество статей, обозначающих противоположные точки зрения, о деятельности этих участников движения за права рабочих. В этой статье мы кратко расскажем о том кем были Сакко и Ванцетти, какое преступление они совершили и как их поймали.
Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти – участники движения за права рабочих, рабочие-анархисты, выходцы из Италии, проживавшие в США. Сакко прибыл в США в возрасте 17 лет и долгие годы проработал закройщиком на обувной фабрике. Ванцетти родился в крестьянской семье и прибыл в США в возрасте 13 лет. Сначала он был мальчиком на побегушках в булочных, потом — чернорабочим в каменоломнях. В последнее время постоянной работы не имел и занимался продажей рыбы.
Каждый человек, впервые прочитавший информацию про Сакко и Ванцетти в интернете, скажет: «Они пламенные революционеры, пламенные революционеры, пламенные революционеры, бедные Сакко и Ванцетти». А потом, когда немного разобравшись, мы узнаем всю правду о них, и говорим: «Да они ж были бандиты, террористы, и правильно их поджарили на электрическом стуле».
В Советском союзе их однозначно воспринимали, как революционеров и еще до казни. Так, в 1926-м году в газете «Гудок», одной из самых массовых на тот момент газет Советского Союза, была статья, которая рассказывала об очередных событиях, связанных с тем, что защита боролась до самого последнего и проводились компании протестов в поддержку Сакко и Ванцетти. В статье идет рассказ о том, какие происходят события в этом деле, и какие товарищи Сакко и Ванцетти пламенные революционеры.
Парадокс состоит в том, что заминали их политическое происхождение, ведь они были анархистами. А анархисты, которые как известно, жесточайшим образом были истреблены в Советском Союзе. Когда начинался процесс, анархисты – это, наверное, последняя альтернативная большевикам политическая сила в Советском Союзе, которая. Эсеров и меньшевиков разгромили еще раньше. За анархистов взялись последними. Но как раз, все то время, что идет процесс и последующие мероприятия в деле Сакко и Ванцетти в Советском Союзе зажимают анархистов, а вот товарищи Сакко и Ванцетти – это такие символы борьбы рабочего класса за свои права в самой «колыбели империализма».
В 1971 году был снят художественный фильм про Сакко и Ванцетти. Посмотрите.
На самом деле на Сакко и Ванцетти было заведено два уголовных дела. И первое дело, которое потом будет привязано ко второму главному, основному делу процесса Сакко и Ванцетти, им не удалось. Перед самым Рождеством, 24 декабря 1919 года, в Массачусетсе, в городке с названием Бриджуотер, происходит неудавшаяся попытка захватить достаточно крупную сумму денег, которая предназначалась работникам обувной фабрики. Когда деньги везли на машине вот уже на фабрику, полученные из банка, то наперерез выскочила другая машина, началась стрельба. Но стрельба вначале была неточной, в итоге охранник и кассир отбились без потерь для себя. Нападавшим пришлось скрыться. И именно в силу того, что ничего не произошло, деньги не пропали и нет убитых, полиция не с самого начала всерьез взялась за это дело.
Буквально через 4 месяца, в том же Массачусетсе, в городке Брейнтри, произошло гораздо более печальное событие. Тоже деньги, которые должны были пойти на зарплату рабочим обувной фабрики. Здесь охранника и кассира застали, в то время, когда они ещё не успели сесть в машину, они только шли к машине вместе сумкой с деньгами. Большая достаточно сумма, порядка 16 тысяч долларов – это действительно очень крупная сумма денег по тем временам. Нападавшие практически сразу же убили и охранника, и кассира. Все это происходило на глазах у довольно большого количества людей. Рядом рабочие копали канаву. Вот охранник попытался поползти к этим людям, но один из бандитов его добил практически в упор. После чего они сели в машину, помчались в сторону железнодорожного переезда. Только-только опустился шлагбаум, но они там крикнули дежурному, чтобы он немедленно шлагбаум поднял, тот испугался, и они ушли. Дальше полиция начинает собирать первые свидетельские показания, очень разные показания.
Тем не менее полиция начинает искать автомобиль, и через автомобиль, довольно сложным путем выходит на некоего человека. Известного анархиста, итальянца, под фамилией Будда. И вот они начинают разрабатывать его, что называется на причастность к этому преступлению. У него есть автомобиль. Прослеживают, где этот автомобиль. Автомобиль в ремонтной мастерской в это время находится. Полиция предупреждает владельца мастерской, чтоб он придержал этот автомобиль пока за ним не явятся подозреваемый. Поздно ночью за ним является несколько человек. Жена хозяина сумела выйти и из соседнего дома позвонить в полицию. Полиция движется к месту происшествия, но эти люди почувствовали или увидели, что происходит что-то неладное, и они начинают рассасываться с этого места, причем грамотно, кто-то на мотоцикле, кто-то пешком. Но вот заметили, что двое ушли в том направлении, где им совершенно точно не миновать трамвайной линии, там вообще нет другого транспорта.
И полиция подтянулась на одну из остановок трамвая, в дороге зашла в трамвай, и арестовала двух итальянцев. Вот это как раз Сакко и Ванцетти. Причем их спросили, есть ли у них оружие. Они сказали: «Нет». Их обыскали, тут же нашли у них 2 пистолета. И вообще, надо сказать, что они с самого начала как-то очень неразумно себя вели. Они сказали, нет оружия, оружие обнаружилось. Затем они начали как-то очень путано объяснять, что они вообще делали в этом месте. Это сразу вызвало подозрение, их арестовали. Дальше начинает выясняться история убежденных, последовательных боевиков. Они принадлежали к тому поколению молодых итальянцев, которых из Италии выгнала нужда.
По всему миру прокатилась волна протестов в поддержку Сакко и Ванцетти на тему: «Они ваши политические противники, а вы их судите за уголовщину». Намёк на политическое дело.
Письма в поддержку Сакко и Ванцетти писали многие известные современники: Дос Пассос, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн – кто только не подписал. Причем удивительно, что этих умных людей не смущала даже компания террора, которую развязали те самые анархисты в поддержу своих арестованных братьев, потому что там, кого только не взрывали в этот момент, включая участников этого процесса.
И вот до сих пор 90% людей, которые что-то слыхали о процессе Сакко и Ванцетти, считают его примером расправы с политическими врагами, и даже не задаются вопросом, почему же коррумпированная буржуазная юстиция взялась за двух каких-то, прямо скажем, малоизвестных рабочих?
Саратов – не единственный город, где страдают подобным маразмом. Напомним, что в ноябре 2014 года, в Екатеринбурге, общественная организация «СМС» через социальные сети начала сбор подписей за переименование улицы Сакко и Ванцетти в улицу Владимира Путина. По мнению активистов, «Сакко и Ванцетти не имеют никакого отношения к Екатеринбургу, а Владимир Владимирович Путин смог спасти страну от распада в конце 90-х, увеличил территорию страны, восстановил военно-промышленный потенциал и в целом вернул людям гордость за свою родину». Понять их можно, ведь и про Саратов можно сказать точно так же: Какое отношение Сакко и Ванцетти имеют к нашему городу? Ровным счётом никакого. Хорошо, а какое тогда имеет к нам отношение Булгаков? Говорят, что писатель проживал именно на улице Сакко и Ванцетти. Маловато будет. Кстати, инициатива екатеринбуржцев так и не была поддержана.
Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях:
Ю.П. Киселёв – саратовский театральный режиссёр
Алексей Будищев - саратовский поэт без определенной поэтической индивидуальности
Василий Клочков, был ли он автором фразы «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!»