Саратовская земля славится многими творческими людьми, среди которых есть и художники, и писатели, и музыканты. Эта статья посвящена поэту Алексею Будищеву - саратоскому поэту с нелёгкой поэтической судьбой.
Алексей Будищев родился в 1867 году в дворянской семье Саратовской губернии. Окончил классическую гимназию в городе Пензе, затем учился на медицинском факультете Московского университета. С увлечением занимался зоологией, но вскоре потерял интерес к медицине и ушёл из университета не окончив 4 курс.
Писать начал ещё будучи студентом и уже к 19 годам стал деятельным сотрудником журнала «Будильника», «Русского сатирического листка», «Осколков», позднее «Русской жизни», «Петербургской газеты», «Нового времени», «России» и «Руси». Помещал также свои произведения в «Ниве», «Живописном обозрении стран света», «Северном вестнике» и «Вестнике Европы».
В начале своей литературной деятельности Алексей Будищев писал очень много стихов, но только малая часть из них вошла в сборник его стихотворений. В стихах Будищева отразились мистические настроения, характерные для поэзии рубежа веков, и связанные с ними поиски Истины; в пейзажной лирике ощутимо влияние А.А. Фета. В целом лирика Будищева носила камерный характер.
В.М. Дорошевич писал, что в стихах Будищева — «красота и грусть, то, из чего складывается поэзия». Среди стихов Будищева, положенных на музыку, — «Калитка» («Только вечер затеплится синий»), ставшая популярным романсом.
Будищев также любит иметь дело с не вполне здоровою, сумрачною, надломленною или смятенною душою. Он вводит в мир людей мучительно ревнующих, тяжело ненавидящих, вечных сыщиков над чужой совестью…
А.А. Измайлов
Однако критики сходились на том, что Будищев лишён определенной поэтической индивидуальности. У него нет своей излюбленной области воспроизведения, нет своих собственных настроений. Он пишет на самые разнообразные темы — чаще всего, впрочем, в стиле нарядных песен Фофанова о весне и любви, — но это, судя по всему, не захватывает ни его самого, ни читателя.
Получил известность литературными миниатюрами; лучшие из них вошли в сборник рассказов «Разные понятия». В книге рассказов «Степные волки» преобладают проблемы совести, долга, пробуждения в человеке нравственного чувства, характерные для всей последующей прозы Будищева, особенно для психологических романов, основанных на детективном сюжете, — «Пробужденная совесть», «Солнечные дни» («Вестник Европы», 1903, № 7—9), «Бунт совести» (СПб., 1909), «Степь грезит» (СПб., 1912).
Настоящее призвание Будищева — литературная миниатюра. Небольшие рассказы его и, в частности, те, которые вошли в лучший его сборник — «Разные понятия», — написаны очень колоритно, с блестками настоящего юмора, с уменьем на небольшом пространстве газетного фельетона ярко обрисовать положение и целый тип. Будищев тонко чувствует природу, любит лес, степь и умеет передать свои настроения читателю. В ряду представителей созданного у нас Чеховым небольшого рассказа Будищев по художественным ресурсам должен был бы занять одно из первых мест
С. Венгеров
И в конце небольшое стихотворение Будищева, написанное в 1890 году.
Росой горит слеза в моем унылом взоре,
Как ночь без месяца, темна
моя печаль,
Но будто день, светла и
широка, как море,
Моих надежд загадочная даль.
И если гром небес ударит
надо мною
Иль ливень с бурею обрушит
неба свод,
Надежды шепчут мне с улыбкой
молодою:
"Гроза пройдет, гроза,
как сон, пройдет!
И крылья бодрые степной орел
расправит,
И гордо полетит в сияющую
даль,
Где полдень ласковый, как
золото, расплавит
Обрывки туч - небесную
печаль!.."
Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях:
Играет виртуоз, выдающийся исполнитель – И.Я. Паницкий
Василий Клочков, был ли он автором фразы «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!»