Сад Сервье совместно с Саратовским художественным музеем им. А.Н. Радищева представляют новый проект – «Великая живопись». В его рамках мы будем рассказывать своим читателям о самых интересных и великих произведениях искусства, которые хранятся в фондах Радищевского музея, и которые можно лицезреть посетив его. Сегодня речь пойдёт об «Авиамоделистах» Бориса Васильевича Миловидова.
Творчество Бориса Васильевича Миловидова - одно из интересных и значимых явлений в саратовском искусстве. Его формирование, как художника можно назвать вполне последовательным. Достаточно рано определилось его "нетяготение" к авангардным исканиям, царившим в некоторых мастерских саратовского ВХУТЕМАСа. Эволюция творчества Миловидова довоенного периода является очень ярким свидетельством того, какой была судьба живописной традиции, начинающейся с Борисова-Мусатова, продолжаемой Уткиным и его учениками в первые послереволюционные десятилетия. Борис Миловидов был одним из самых талантливых учеников Петра Саввича Уткина, о чем говорят его картины и графические произведения 1920-х годов и художественная критика того времени. Он участвовал рядом с учителем на всех крупных саратовских выставках, а также на выставках объединения "4 искусства" в Москве и Ленинграде. Столичными критиками он признавался одним из самых талантливых среди "уткинцев".
В двадцатые годы художник пишет пейзажи, в которых присутствует лиризм уткинской школы, особое нежное отношение к натуре. Но тогда же, в 1927 году, в некоторых статьях уже говорилось по поводу таких произведений, что они "относятся к сфере интимного пейзажа, навевающего лирические настроения, такие чуждые нашей эпохе"… Началась новая, жестокая эпоха социалистического реализма в искусстве, в которой тихой лирике не было места. В творчестве художника, конечно, произошли перемены, объясняемые новыми веяниями. Произведения мастера тридцатых годов не становятся менее мастерскими, живописная культура не изменяет художнику, но стилистика его произведений меняется. И уже не "голуборозовская" мечтательная дымка, а "плоть земли" царит в них. Характерное для советской живописи той поры усиление сюжетного начала сказалось и на искусстве Миловидова.
Картина "Авиамоделисты" была написана мастером в 1934 году. Толчком к ее созданию послужила летняя история. Каждый год летом, художник с семьей выезжал за город, работал на этюдах. Дочь Бориса Миловидова вспоминает, что недалеко от дома, где они жили, на горе стоял пионерский лагерь. Часто поздним вечером, вместе с отцом они ходили туда в гости, на пионерские костры. Там художник познакомился с ребятами, много с ними беседовал и задумал написать картину. По возвращении домой в Саратов, он получил приглашение участвовать в открытии нового Дворца Пионеров, для которого сделал настенные росписи, сохранившиеся до сегодняшнего времени. Во Дворце Пионеров работал кружок авиамоделистов, куда и стал часто ходить художник, вернувшись к своей идее написать картину. Долго и вдумчиво наблюдал он за работой ребят, делая многочисленные зарисовки. В семье, а теперь и в собрании Радищевского музея, хранятся графические листы - подготовительные этюды к будущей картине.
На полотне мы видим юных авиамоделистов в пионерских галстуках, увлеченно работающих над созданием планера. Художник изобразил их в комнате, где находится авиамодельный кружок. Об этом нам говорит висящий на синей стене плакат с изображением дирижабля. Около рабочего стола, с лежащим на нем чертежом и корпусом будущего планера, стоят ребята. Модель, над которой они трудились, уже почти готова, внимательны и сосредоточены лица пионеров. Один из них, в голубой рубашке, склонившись над столом, изучает чертеж, размышляя, куда присоединить находящуюся в руках деталь. Другой, в черной рубашке, наблюдает за работой товарища. Третий - только что приклеивший деталь к "хвосту" планера, довольный, улыбаясь, рассматривает результаты своего труда. Рядом с рабочим столом, на тумбочке, лежит рубанок, нитки и стружки; к столу прислонена ножовка.
Эту картину по праву можно считать поворотной, "рубежной" в творчестве художника. Борис Миловидов "входит" в советское искусство картиной достаточно компромиссной. Ее без сомнения отличают и красота живописи, и ясная, "культурная" композиция, и искренний интерес автора к главным героям. В то же время сюжет произведения не вступает в противоречие с идеологией нового строя. Являясь характерным художественным документом эпохи, это полотно прочно вошло в историю саратовской живописи тридцатых годов. Не случайно на Первой краевой выставке, в 1934 году, эта картина занимала центральное место, а Радищевский музей сразу приобрел ее в свое собрание. В публикациях "Авиамоделистам" были посвящены пространные и восторженные высказывания. Критики утверждали, что Миловидову "удалось не надписью к картине, а средствами художественного мастерства показать, в каком направлении растут наши пионеры…, куда идет наша страна…".
Автор: Елена Алексеевна Дорогина, сотрудник Радищевского музея
«Авиамоделисты», Бориса Васильевича Миловидова, можно посмотреть в Радищевском музее (ул. Радищева, 39).
Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях: