Железнодорожный мост в поселке Увек

Сад Сервье продолжает рассказывать вам историю самых интересных городов, поселков и достопримечательностей Саратовской области. Сегодня мы расскажем вам историю железнодорожного моста в поселке Увек. Это один из самых интересных мостов Саратовской области. Ему уже 80 лет, а он до сих пор находится в хорошем состоянии. Интересен мост и тем, что во время его строительства произошло трагическое событие.

Разговоры о строительстве моста заняли почти четыре десятка лет. Вопрос о постройке моста у Саратова впервые возник в 1892 году при сооружении Заволжских железнодорожных линий обществом Рязано-Уральской железной дороги.

Вокруг строительства моста через Волгу на рубеже XIX – XX веков шла ожесточенная полемика между обществом Рязано-Уральской железной дороги и управляющими структурами города Саратова. Для городских структур строительство моста имело большую выгоду, и значительное повышение стоимости городских земель, как в Саратове, так и в Покровской Слободе (ныне город Энгельс). Поэтому они настаивали на его сооружении в самом городе, в районе Глебучева оврага. Железнодорожники были заинтересованы в наиболее выгодной эксплуатации железнодорожной переправы, поэтому лучшим вариантом для общества РУЖД был переход Волги у поселка Увек.

На фото ниже земляные работы и разрыхление грунта плугами в разрезе для отсыпки дамбы при строительстве Саратовского железнодорожного моста.

 

С 1900 по 1910 год были проведены изыскания и представлены три варианте расположения нового железнодорожного моста. Один должен был находиться в районе ст. Лесопилная (поселок Лесопильный) и стоил он 12 млн.рублей. Второй в Увеке, стоимостью 8,5 млн.рублей. Третий проект, который продвигала городская администрация, находится в Глебучевом овраге и стоил больше всех, 14 млн.рублей.

Городская администрация очень хотела протолкнуть свой проект и предложила обществу РУЖД произвести свои изыскания и составить проект по городскому варианту. Общество эту работу произвело и определило стоимость моста в 29 млн. руб. В заключении своей докладной записки общество писало: «Эта цифра служит ярким свидетельством неосуществимости городского проекта». Кроме этого противники городского варианта собрали ряд материалов геологического порядка о неустойчивости берегов Глебучева оврага, по которому должна была пройти часть трассы железнодорожной линии, и о неустойчивости русла Волги у самого Саратова. Вы тоже сейчас подумали об автодорожном мосте?

На фото ниже - рытьё котлована под пробный кессон опоры Саратовского железнодорожного моста и общий вид дамбы с временными укреплениями ведущей к Саратовскому железнодорожному мосту (во время строительства моста).

 

В 1915 – 1916 годах РУЖД еще несколько раз отстаивает свой проект. Но на этом мучения железнодорожников на заканчиваются. В стране случилась революция и разговоры о мосте откладываются до 1928 года. Тогда было в очередной и уже последний раз рассмотрен проект строительства железнодорожного моста в Увеке.

Строительство началось. Оно было долгое и трудное. Поставленный перед строителями срок ввода моста — 15 февраля 1934 года был сорван. Руководство организации «Стальмост», за неудовлетворительную работу по строительству Саратовского моста, было сменено в августе 1933 года. 13 апреля 1934 года произошла крупная трагедия.

При сборке пролетов из-за не лучшего качества материалов началась деформация конструкций и мост стал разваливаться на части. Люди падали с 14-метровой высоты прямо в Волгу, пробивая своими телами оставшийся лед. Холодный волжский панцирь не выпускал из своего плена никого. В этот трагический день погибло свыше ста пятидесяти человек. Точных данных о погибших до сих пор никто не знает. Известно только, что именно тела строителей моста дали начало увекскому кладбищу.

На фото ниже - металлические конструкции железнодорожного моста и памятник погибшим строителям железнодорожного моста

 

В апреле следующего 1935 года ценой больших человеческих жертв и огромных усилий строителей, монтажников и проектировщиков железнодорожный мост в районе Увека был сдан в эксплуатацию. 17 мая 1935 года мост, длиной в 1850 м, был принят в эксплуатацию.

Саратовский железнодорожный мост стал крупнейшим мостом первой пятилетки (и первым в Европе), на строительстве которого были использованы новые и более технологичные для того времени методы строительства подобного рода железнодорожных объектов. Вот уже почти 80 лет Саратовский железнодорожный мост добросовестно служит для перевозки грузов и пассажиров , соединяя центральную часть России с Юго-Востоком , Средней Азией, Уралом , Сибирью и т.д.

На фото ниже - вырезка из газеты "Коммунист" 1935 г.

 

А теперь давайте посмотрим на современные фотографии Саратовского железнодорожного моста.

Автор: Алексей Ярыгин
Фото: Ирина Ландерс, Алексей Ярыгин

Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях:

vk.com/sadservie

twitter.com/sadservie

instagram.com/sad_servie

Источники:

При написании статьи использовались следующие источники: ruzgd.ru

Добавить комментарий