Сад Сервье продолжает рассказывать вам историю самых интересных городов, поселков и достопримечательностей Саратовской области. Сегодня мы приехали в поселок Клещевка, чтобы посмотреть на Старый Клещёвский мост.
Село Клещевка находится всего в двенадцати километрах севернее Саратова. Это небольшое село, численностью чуть более 1000 человек (по состоянию на 2010 год). Данных о том, в каком году было образовано село Клещевка мы не нашли, но бесспорно то, что село всегда было значимым и активно развивалось. Это подтверждает строительство каменного моста в 1909 году.
При движении от Саратова, на подходе к речке Курдюм Вольский тракт раздваивается. Основной поток автотранспорта по левой ветви дороги направляется к новому мосту, стоящему выше по течению. Но нужно проехать по правой, к старому Клещевскому мосту.
Клещевский мост, пожалуй, единственный в Саратовской области столь подробно рассказывающий о себе и людях, его создавших. На крайних тумбах ограждения моста находятся чугунные плиты с очень интересными надписями.
«Сооружено в 1909 г. в царствование императора Николая II Саратовским Уездным по общественным работам комитетом распоряжением уездного земства при Саратовском Губернаторе, Егермейстере двора Его Величества графе С.С. Татищеве, главным наблюдающем по организации общественных работ действительном статском советнике Е.С. Укропотове, председателе комитета земской управы уездном предводителе дворянства В.Н. Михалевском»
«Построен по проекту и под руководством техника Саратовского Уездного земства С.Г. Грингоф под наблюдением помощника техника Ю.М. Вержбицкого, десятника В.А. Оситова и трудом пострадавших от неурожая 1908 г. крестьян Пристанской и Вязовской волости»
Братья Грингоф были подрядчиками на таких крупных строительных работах в Саратове, как возведение зданий управления Рязано-Уральской железной дороги, Крытого Рынка и Главпочтамта.
Прежде всего, читая надписи можно узнать, что этому сооружению более 100 лет. Что в те времена в Саратовском уезде губернии уже существовала система самоуправления, а при ней — комитет по общественным работам. Что комитет этот имел в своем распоряжении определенные средства для оплаты общественно важных для уезда строительных работ. Что были и тогда среди наших земляков специалисты, способные спроектировать такое весьма непростое сооружение, как мост на одной из главнейших в губернии дорог. И руководить его строительством. И еще особое внимание обратим на строчку, говорящую о том, что возводился мост и «трудом пострадавших от неурожая 1908 г. крестьян Пристанской и Вязовской волости».
Клещевский мост построен через реку Курдюм.
Неурожаи в среднем Поволжье случались, достаточно часто, в начале XX века почти подряд произошло три — в 1905, 1906 и 1908. Крестьяне волостей, названых выше, были полностью разорены. Их ждал голод, болезни и нищенство. В селах началось повальное воровство. Не было семян, чтоб провести сев в будущем.
Ждать помощи от правительства не приходилось. Кроме того, неудачно закончившаяся война с Японией, волна революционных выступлении и как следствие — жесткая репрессивная позиция властей.
И вот тут местных крестьян спасло то самое уездное земство, у которого были в запасе средства на проведение общественных работ. Участвуя в ремонте дорог, укреплении берегов речек и оврагов, в очистке родников и прудов, в строительстве мостов, крестьяне получали деньги, на которые и сами худо-бедно могли прожить до нового урожая, и семена для посева приобрести.
Имеются сведения, что тогда, в начале прошлого века, в Саратовской губернии одних только новых мостов было построено почти 40. Часть из них служит людям до сих пор, например, Поповский мост. И Клещевский до сих пор не потерял своей прочности. По нему до сих пор проезжают автомобили. Единственной причиной, по которой со временем пришлось строить новый выше по течению Курдюма, — малая для современных автомашин ширина моста и резкое увеличение потока транспорта в последние годы.
Фото: Алексей Ярыгин
Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях: