Выставка «Павел Басманов. Художник и коллекционер», Саратов

21 ноября 2014 года в 15.00 в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Радищевского музея) состоится открытие выставки «Павел Басманов. Художник и коллекционер». Сад Сервье узнал кто такой Павел Басманов и что ждет посетителей выставки.

Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова впервые представляет уникальную коллекцию графики 1930-х – 1940-х годов из собрания Радищевского музея. Творчество Павла Ивановича Басманова (1906-1993) – значительного и загадочного мастера ХХ века – почитаемо и любимо художниками, искусствоведами, знатоками искусства. Однако его произведения в меньшей степени популярны среди широкой публики. При жизни Басманова его единственная персональная выставка состоялась в 1983 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Но во многом эта малая известность вытекала из жизненной позиции автора, занятой им исходя из реалий и обстоятельств эпохи.

Павел Басманов родился 03 (16) января 1906 года в селе Баталово, Барнаульского округа Томской губернии. Первоначальное художественное образование получил в Алтайских губернских художественных мастерских (1918-1921). Шестнадцатилетним юношей в 1922 году Павел Басманов приезжает в Петроград, где до 1927 года обучался в Художественно-промышленном техникуме. Посещал также занятия в мастерской Павла Мансурова. К этому времени относятся первые работы художника в области книжной графики.

В 1928 году сблизился с кругом учеников Казимира Малевича – В.Ермолаевой, Н.Коган, В.Стерлиговым и др. Лишь в это время, по словам самого Басманова, он «набрался смелости и начал заниматься живописью». Именно тридцатые годы стали звездным часом художника. Одна за другим появляются его серии графических работ, поразивших современников свободой духа и творческим осмыслением наследия Малевича.

Однако ошибочно было бы считать Басманова только учеником Малевича. Собственно он им никогда и не был, восприняв заветы мессии нового искусства через его последователей. В его произведениях можно увидеть удивительный сплав принципов супрематизма с творчеством Венецианова, Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина, П.Кузнецова.

Есть некая незавершенность в творчестве Павла Басманова. Не случайно многие его листы названы эскизами: значит, автор предполагал увидеть их в дальнейшем развитии. Но они так и остались эскизами…

В чем тут вина? Уж точно не в самом художнике, работоспособности которого можно было только позавидовать. Арест в 1934 году, репрессии, обрушившиеся на его друзей-единомышленников. Страшная война, которую Павел Басманов прошел, уйдя добровольцем на фронт, от Нарвы до Берлина. Вот отметины, которые оставил век-волкодав в биографии и в душе художника, отсюда нереализованность дерзновенных замыслов.

Павел Басманов не знал блестящего успеха, но обладал чем-то большим – безупречной репутацией художника, отстоявшего свою жизненную позицию и не поступившегося ни чем в своем чистом и свободном творчестве.

Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях:

vk.com/sadservie

twitter.com/sadservie

instagram.com/sad_servie

Выставка «Прикосновение к прошлому», на Увекском городище

Выставка Сергея Сакова в Радищевском музее

Источники:

При написании статьи использовались следующие источники: http://cultobzor.ru Фото: cultobzor.ru, marie-olshansky.ru, gorod-pushkin.info

Добавить комментарий