Играет виртуоз, выдающийся исполнитель – И.Я. Паницкий

Имя Ивана Яковлевича Паницкого – выдающегося исполнителя на баяне, солиста Саратовской филармонии – известно каждому музыканту, а так же всем любителям русских народных музыкальных инструментов. В день рождения музыканта Сад Сервье, решил рассказать своим читателям о двух самых знаменательных событиях в его жизни.

И.Я. Паницкий является талантливым музыкантом-исполнителем, активным пропагандистом замечательного русского народного музыкального инструмента – баяна.

Своим высоким исполнительским мастерством И.Я. Паницкий раскрыл изумительные возможности баяна, его прекрасные тембровые качества, силу эмоционального воздействия на слушателей. Творческая деятельность И. Я. Паницкого во многом способствовала тому, что баян стал общепризнанным и любимым сольным концертным инструментом, успешно соревнующимся со многими другими концертными инструментами.

И.Я. Паницкий является создателем замечательного художественного репертуара для баяна. Его переложения и обработки народных песен, произведений советских композиторов, русских и зарубежных классиков представляют большую ценность для любителей и профессионалов-баянистов.

Но, давайте начнём нашу историю с самого начала. Иван Яковлевич Паницкий родился в 31 декабря 1906 года (по старому стилю) в новогоднюю ночь, в большой семье батрака-пастуха, в городе Балакове, Саратовской губернии. Во время крещения в нетопленной церкви ребенка простудили. Затем неумелое лечение в земской больнице, и маленький Ваня лишается зрения. Полностью и навсегда. Главным средством постижения мира становится слух. Люди, имеющие зрение, часто довольствуются возможностью видеть, не заботясь это же услышать. Зачем, скажите, вслушиваться в движение листьев, трав, крыльев птиц, течение вод, когда все можно увидеть? Судьба лишила мальчика такой роскоши, предопределив иные пути познания жизни. То, мимо чего другие проходили, не замечая и не задумываясь, вызывало у него массу вопросов, мыслей и чувств. Все звучащие предметы, каждая детская игрушка рождали образные ассоциации, оставляя в сознании глубокий след.

В четырехлетнем возрасте мальчик стал понимать и воспроизводить аккордовые созвучия. Ему была куплена восьми-клавишная гармоника с добавочными четырьмя полутонами. На ней маленький музыкант имел возможность разучивать более сложные произведения, в которые входили хроматические последовательности: вальсы «Осенние мечты», «На сопках Маньчжурии», марш «Победоносец» и другие. Через некоторое время отец, заинтересовавшись музыкальными способностями своего сына, приобрел для него хроматическую гармонику, имеющую диапазон в 4 1/2 октавы. В репертуаре гармониста появились «Мазурка» Венявского, «Полонез» Огинского и другие музыкальные произведения, которые мальчик слышал в исполнении местных музыкантов, а также с граммофонных пластинок.

А в следующем году, в пятилетнем возрасте, Ваня Паницкий впервые выступил в концерте в своем родном городе Балакове, где дал несколько концертов.

Вот что рассказывает об этом первом своем концертном выступлении сам Паницкий:

Однажды мой брат рассказал учителю школы Аркадию Ивановичу Майорову, что я играю на гармошке. Тот попросил брата привести меня к нему. Учителю понравилась моя игра. Аркадий Иванович решил познакомить меня с учителями и ученицами двухгодичной женской школы, в которой сам работал преподавателем


Ваня Паницкий в пятилетнем возрасте

Следующим событием в жизни Ивана Яковлевича мы хотим отметить его концерт в Московской консерватории. К этому он шёл долгие 50 лет. В 1916 году в Балаково приехала пианистка Бобылева, на выступлении которой удалось побывать Ване Паницкому. Впечатлительный мальчик был потрясен игрой талантливой пианистки. Ему очень захотелось учиться у нее играть на рояле. За два года Ваня освоил фортепиано.

В 20-е годы прошлого столетия повсеместно стали распространяться инструментальные трио в составе скрипки, виолончели и фортепьяно. Иван Яковлевич задался целью изучить скрипку. Вначале он занимался самостоятельно, а затем под руководством профессора Саратовской консерватории Б.А. Богатырева. Скрипка завлекла Паницкого своей задушевной певучестью, мелодичностью. В 1925 году Паницкий поступает в Саратовское музыкальное училище по классу скрипки.

В 1921-1929 – гармонист-солист концертной организации Посредрабис г. Саратова. С 1929 выступал в концертах как солист-баянист. В 1929-1944 – баянист саратовского Театра малых форм. В 1931-1944 – преподаватель по классу баяна в Саратовском музыкальном училище.

За 35 лет исполнительской деятельности И.Я. Паницкий дал в разных городах и селах Советского Союза более трех тысяч концертов. Все его выступления проходили с неизменным успехом и вызывали восторженный отзыв у слушателей.

Так, в астраханской газете «Волга» после концерта Паницкого появилась следующая статья:

«...Трудно передать словами, сколько наслаждения доставляют каждому, кто их слышал, выступления И.Я. Паницкого. Его неизменный спутник и друг - баян в руках музыканта-самородка звучит так, что временами кажется, будто играет симфонический оркестр. «Жаворонок» Глинки, «Соловей» Алябьева, произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Аренского, русские народные песни, музыкальные картинки «Проводы новобранцев», «Утро в деревне» и многое-многое другое - все, что вдохновенно и виртуозно играет Паницкий, захватывает слушателей и вызывает у них желание слушать Ивана Яковлевича еще и еще...»

Искусство музыканта достигает своего расцвета. Он много сочиняет, гастролирует в Москве, Ленинграде, других городах и республиках Советского Союза. Одухотворенное творчество зрелого мастера, его выдающийся талант привлекали горячее внимание публики, прессы, радио. В 1951 году в Москве в дни декады мастеров искусства города Саратова И. Я. Паницкий занимал одно из видных мест среди солистов. Он с большим успехом выступил в Московской государственной консерватории имени Чайковского, в концертном зале имени Чайковского и во многих дворцах культуры и клубах города Москвы.

11 марта 1951 года в Малом зале Московской государственной консерватории состоялся концерт двух выдающихся-исполнителей на народных инструментах – И.Я. Паницкого и солиста Ленинградкой филармонии балалаечника П.И. Нечепоренко.

Авторский концерт И. Я. Паницкого в Малом зале Московской Гоеударственной консерватории Москва 11 марта 1951 года

15 апреля 1951 года в газете «Советское искусство» появилась статья Ю. Бружеса «Выдающиеся исполнители».

«...Глубоко волнует игра слепого баяниста И. Паницкого. Лишенная каких бы то ни было внешних эффектов, она оставляет незабываемое впечатление. При исполнении каждого произведения он находит новые необычные, но всегда убедительные краски. Часто он играет ритмически очень свободно (русские народные песни «Ой да ты, калинушка», «Полосынька», обработка «Жаворонка» М. И. Глинки), стремясь подчеркнуть этим выразительность мелодии. Обработку песни «Во саду ли, в огороде» он, напротив, исполнил ритмически четко и собранно. Глубокое чувство вложил Паницкий в обработку песни Блантера «В лесу прифронтовом», выразительный образ создал в «Славянском танце» Дворжака, а играя «Полет шмеля» Римского-Корсакова, показал виртуозную технику. Ряд произведений И. Паницкий исполнял в собственных обработках. Радуют высокая художественность этих обработок и мастерство исполнения, где широко используются возможности инструмента...»

Продолжая артистическую деятельность, музыкант принимается за подготовку к изданию своего первого сборника. Но это уже совсем другая история. В настоящее время в Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова регулярно проводятся межвузовские конкурсы, посвященные творчеству И.Я. Паницкого. В 1993 году Детской школе искусств № 2 (Балаково) было присвоено его имя. В сентябре 1995 году в Саратове состоялось торжественное открытие мемориальной доски на доме, где жил Иван Яковлевич Паницкий последние 30 лет. Умер 12 апреля 1990 году в Саратове.

Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях:

vk.com/sadservie

twitter.com/sadservie

instagram.com/sad_servie

Василий Клочков, был ли он автором фразы «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!»

Антонов-Саратовский, предводитель революционного Саратова

Н.Г. Чернышевский – Российский Прометей

Рахов В.Г. - лётчик-ас

Источники:

При написании статьи использовались следующие источники: bayanac.narod.ru; sounb.ru; elsso.ru Фото: accordionrussia.com; bayanac.narod.ru

Добавить комментарий