Статья «Саратовский край в XVII веке» поведает Вам о состоянии Среднего Поволжья, чему оно способствовало, как и кем заселялось. Из статьи Вы узнаете, что такое монастырские рыбные городки и где они находились. Обратим особое внимание и Заволжью, как неотъемлемой части Саратовского края в XVII веке.
Правобережье
Территория правобережья Волги, с рыбными, звериными, бортными, лесными и сенокосными угодьями привлекала людей уже давно, но только к XVII веку здесь появляется временное сезонное население — предприимчивые русские, мордовские промысловики-охотники, рыболовы и особенно бортники, получавшие от воевод городов Среднего Поволжья — Алатыря, Шацка, Темникова — за оброк право пользования богатствами необжитой территории.
Из-за продолжавшихся в первые десятилетия XVII века вторжений кочевников оброчники занимались промыслом только в весенне-летнее время, а затем уходили домой. Но вскоре стали появляться зимние оброчники и деревни с постоянным населением. Мордовские и татарские крестьяне платили натуральный оброк, так называемый ясак. Со временем численность ясачных крестьян стала возрастать.
Кроме оброчников, северная часть Саратовского края начала заселяться служилыми людьми: русскими, мордвой, татарами и чувашами. Правительство селило их для охраны юго-восточных окраин страны. За службу они получали землю и денежное жалованье. Получали землю служилые люди и на поместном праве.
Заселение Саратовского Правобережья
В 30-40-х годах XVII века западнее и севернее территории Саратовского края начинает воздвигаться сплошная линия укреплений — засек: Белгородская и Симбирская оборонительные черты, призванные оградить заселяемую часть территории Дикого поля от вторжений противника. Завершающим было возведение в 60-80-х годах Пензенско-Сызранской укреплённой линии.
Заполнив земли, прикрытые оборонительными линиями, население Московского государства устремилось южнее, на территорию Саратовского края. Последняя четверть XVII века является переломным моментом в заселении и освоении правобережной части Саратовского края. Здесь происходит развитие служилого, крестьянского, помещичьего и монастырского землевладения. Наиболее интенсивно происходило заселение северо-западной части края, а также долины рек Хопра, затем и Медведицы, что привело к возникновению во второй половине века таких сёл, как Ртищево (основан в 1666 году), Изнаир (1699 год), Большой Карай (1695 год), Лох, Косолаповка, Гремячка (основаны в 1698-1699 годах) и многих других.
На территории Саратовского края также стали селиться холопы и крестьяне, бежавшие от произвола помещиков и притеснения царской администрации из центральных районов России. Среди беглых были представители разных национальностей, они селились по берегам Волги, Хопра, Медведицы. Некоторые беглые русские становились казаками, создавали на Хопре и Медведице небольшие укреплённые городки. Другие беглецы нанимались на суда и рыбные промыслы, превращались в вольных хлебопашцев. Татары и частично мордва, переселялись сюда из-за принуждения к крещению, так как здесь ещё не было миссионерской деятельности, и они чувствовали себя свободнее.
В Саратовский край, спасаясь от жестокого преследования, бежали и старообрядцы, они же раскольники. Они основывали здесь свои поселения, так, на правом берегу Волги в районе нынешнего города Хвалынска возникли сёла Сосновая Маза, Окатная Маза, Апалиха. Появились раскольничьи сёла и ниже Саратова: Ахмат, Золотое, Синенькие, Мордовое.
Наиболее интенсивно происходило заселение северо-западной части края, а также долины рек Хопра, затем и Медведицы. Это привело к возникновению таких сёл как Ртищево, Изнаир, Большой Карай, Лох, Косолаповка, Гремячка и многих других
Одними из первых на Волге появляются монастырские рыбные городки. Они переводят сюда из своих вотчин крестьян и основывают на территории Саратовского края сёла. Так например, Новоспасский монастырь, уже давно владевший иргизскими рыбными угодьями, получил от царя новые земли на правом берегу, где были основаны Малыковка, ныне город Вольск и Терса. Другой московский монастырь — Чудов — также получил в 1685 году новые земли на правом берегу, куда перевёл крестьян, основавших сёла Сосновый Остров, ныне город Хвалынск, и село Воскресенское.
В конце XVII века в Саратовском Поволжье появляется всё большее отводов земельных угодий помещикам. На пожалованные земли помещики переселяют своих крепостных крестьян. Многие деревни и селения называются по фамилиям помещиков-владельцев: Нарышкино, Голицыно, Куракино, Шереметьевка, Кологривовка идр. В северной части края получили земли около 400 мордовских мурз. Там же, от реки Узы до устья Чардыма, было много русских помещиков, среди которых появляются и представители аристократических родов. Так, в 1691 году Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, получил бескрайние владения на Медведице, Хопре и Сердобе. В 1696 году пожаловано поместье князю Михаилу Васильевичу Мещерскому. Князю Борису Ивановичу Куракину было жаловано 17 тыс. десятин дикопоросшей земли по Хопру и Сердобе.
Заселение Саратовского Правобережья способствовало его постепенному сельскохозяйственному освоению, интенсивному развитию волжского рыбного промысла. Саратовские, курдюмские, чардымские, иргизские и другие рыбные угодья стали сдаваться купцам-рыбопромышленникам. Сбор пошлины за промысел и продажу рыбы давал большой доход в царскую казну. Занимались рыбной ловлей и крупные московские монастыри. Так, Новоспасский монастырь держал в Саратове контору управления волжскими промыслами, склады для рыбы и соли.
Заволжье
Степные пространства Заволжья по-прежнему оставались во владении кочевников. В 30-х годов XVII века с востока к Волге прикочевал новый монголоязычный народ — калмыки, которые вытеснили из Заволжья ослабевших ногаев, а затем заняли громадную территорию степей и на Правобережье — к югу от Царицына до Северного Предкавказья. Калмыки, как и монголы, исповедовали буддизм. Таким образом, Нижнее Поволжье является уникальным регионом России, где в результате массовых переселений различных народов встретились все три мировые религии — христианство, ислам и буддизм, причем здесь никогда не было религиозных войн.