Саратов всегда был первым торговым городом Поволжья. Он находился на пересечении главных торговых путей, поэтому и днем, и ночью, кипела работа на пристанях и железнодорожных станциях города. Из этой статьи Вы узнаете, как развивался транспорт в Саратове и Саратовской губернии. Здесь имеется в виду торгово-промышленный транспорт, а не городской.
Транспорт Саратова
Почти 100 миллионов пудов грузов принимал и отправлял Саратов на рубеже XX века. Из них более половины доставлялось и увозилось на судах. В Саратов и Саратовскую губернию привозилось по Волге значительно больше грузов, чем в любую из пяти губерний Среднего и Нижнего Поволжья. Этому в немалой степени способствовали невыгодные для Саратова железнодорожные тарифы и дешевые фрахты на волжских судах. На удешевление перевозок повлияло широкое распространение на Волге паровых судов, взявших на себя значительную часть грузов.
За первое пятилетие 50-х годов XIX века 7 ходивших по Волге паровых судов заменили собой 200 больших волжских барж и сделали ненужным тяжелый труд более 16 тысяч бурлаков. К началу XX века из 1600 паровых судов свыше 60 процентов были буксирными. Более половины всех пароходов вместе с пассажирами везли и грузы. Характерной для того времени была такая картина: как только причалит пароход к пристани, артель грузчиков начинает переносить из трюма и с палубы на берег многочисленные мешки и ящики, а затем грузить на пароход новые товары.
Количество перевозимых судами грузов росло в каждым годом. Десятки миллионов пудов пшеницы и ржи, семян подсолнечника, уральское железо и многое другое поступало в Саратов по Волге. Из Саратова суда увозили на рынки России продукты мукомольного и маслобойного производства — пшеничную муку, подсолнечное масло и жмых.
За первую половину 50-х годов XIX века 7 ходивших по Волге паровых судов заменили собой 200 больших волжских барж и сделали ненужным тяжелый труд более 16 тысяч бурлаков. К началу XX века из 1600 паровых судов свыше 60 процентов были буксирными
Саратов стал крупным перевалочным пунктом для нефти и нефтепродуктов— мазута, керосина и смазочных масел. Они составляли половину всех грузов, прибывавших по Волге и 60 процентов отправляемых из Саратова по железной дороге. Особенным спросом пользовался мазут, так как с конца XIX века на мазутное топливо перешли многие предприятия, Рязано-Уральская железная дорога, многие пароходы. Только железная дорога заказывала до 15 миллионов пудов этого топлива в год. Через имевшиеся в городе склады братьев Нобель, акционерных обществ «Мазут», «Кавказ» и «Восточное», а также Волго-Каспийского товарищества в Саратове ежегодно продавалось более 29 миллионов пудов нефтяных продуктов. Местом размещения складов были Улеши и станция Нефтяная, которая находилась рядом с Увеком. Керосин и мазут отправлялись по Рязано-Уральской железной дороге в Московский, Петербургский и Варшавский районы.
Около двух с половиной миллионов пудов баскунчакской соли доставлялось водным путем в Саратов. После размельчения на специальных солодробилках ее отправляли железной дорогой. Конкуренция приводила к уменьшению спроса на соль на традиционных рынках саратовских фирм, поэтому с каждым ,годом соли в Саратов поступало все меньше.
В потоке грузов, привозимых в Саратов, как по Волге, так и по железной дороге, были также лес и дрова, а также уральское железо. От московских и лодзинских (в Польше) торговых фирм получали различные ткани и изделия из них саратовские фирмы. Значительное место в мануфактурной торговле Саратова занимала сарпинка — набивная дешевая ткань, разновидность ситца. Ткани были яркими, красочными и хорошо расходились среди плохо обеспеченной части саратовского населения, и особенно в селах. Саратов снабжал сарпинкой многие губернии России. Производилась она в крестьянских семьях сел Камышинского и отчасти Саратовского уездов. К примеру, Шмидт, Борель, Рейнеке, мукомольные магнаты нажили свои капиталы на производстве сарпинки и только потом вложили их в крупное мукомолье. Более чем на 3 миллиона рублей расходилось разных мануфактурных товаров и галантереи в пределах Саратовской губернии.
Около двух с половиной миллионов пудов баскунчакской соли ежегодно доставлялось водным путем в Саратов. После размельчения на специальных солодробилках ее отправляли железной дорогой
Дешевизна перевозок по Волге в сравнении с железной дорогой позволила увеличить количество грузов, перевозимых на судах. В конце XIX века в одном из путеводителей по Саратову дана характерная картинка пристаней Саратова летом:
«Торговля Саратова, на пристани так значительна, что городской берег Волги, который растянулся на 6 верст, бывает иногда не в состоянии вместить в себя всего количества скопляющихся у Саратова судов. Обыкновенный вид на пристань в навигационное время — это целый ряд мачт, между которыми мелькают там и сям дымящиеся пароходные трубы, а на берегу толпы рабочего люда, занятого нагрузкой и выгрузкой судов»
В Саратове имели представительства и пристани все волжские пароходства: «Самолет», «Кавказ и Меркурий», «Русь» и многие другие.
Железная дорога в Саратове XIX века
Производство зерна в Саратове XIX века
Маслобойное производство в Саратове XIX века