«У водоема», Генрих Семирадский

Сад Сервье совместно с Саратовским художественным музеем им. А.Н. Радищева представляют новый проект – «Великая живопись». В его рамках мы будем рассказывать своим читателям о самых интересных и великих произведениях искусства, которые хранятся в фондах Радищевского музея, и которые можно лицезреть посетив его. Сегодня речь пойдёт о картине Генриха Семирадский – «У водоема» (1895).

Генрих Семирадский занимает особое место в русском искусстве второй половины XIX века. Он был символом и надеждой академического искусства и некой опасностью, примером обидного предпочтения публикой «блестящих и шумных игрушек» действительно прекрасному искусству для представителей демократического направления. Поражая публику удивительно красивыми многофигурными полотнами, Семирадский добился всех возможных академических наград. В 1873 он получил звание академика за картины «Фрина» и «Грешница». В 1877 году за картину «Светочи христианства» Семирадский был назначен профессором Петербургской Академии художеств , награжден большой золотой медалью на Всемирной выставке в Париже и орденом Почетного легиона. Художник являлся членом Берлинской, Стокгольмской, Римской, Туринской и Парижской Академии художеств.

В конце 1880-х–1890-ые годы Семирадский настоящая «звезда» академических выставок и всевозможных салонов. Но в России его творчество постоянно попадало под стрелы демократической критики. Для представителей передвижничества с их стремлением к правдивому изображению жизненных реалий красота – это, прежде всего категория этическая, состояние души. Безусловно, внутренняя красота для них была более ценной, нежели внешняя – «бессмысленная». Семирадский же, являясь одним из лучших представителей академической живописи того времени, побуждал публику к восприятию эстетики форм, в том числе и мира вещей, воспевая красоту внешнюю. Поразив публику своими огромными композициями, утвердив свое имя, снискав все академические награды, Семирадский перешел к более простым по замыслу и более камерным по размеру работам.

Г.И. Семирадский. У водоема. 1895 г.

Картина «У водоема», одно из поздних произведений мастера, вероятно, написанное в Риме в мастерской художника. Выбор сюжета очень характерен для творчества Семирадского. На картине изображена сцена из жизни Древного Рима. У водоема, расположилась знатная римлянка со своими детьми. Ее сын внимательно рассматривает чернофигурную гидрию. Сама молодая женщина делает прическу маленькой дочери. Служанка развешивает их плащи. В глубине картины видны уходящие ввысь горы, поросшие лесом. Все проникнуто покоем, тишиной и умиротворением. В работе совсем не чувствуется драматического напряжения колорита, преувеличенной экспрессии, пафоса, так характерного для академической живописи первой половины XIX века. Зато от созерцания картины живо возникает ощущение реальности всего происходящего.

Это достигается с помощью использования новых живописных приемов в построении композиции, пленэрного изображения световоздушной среды и включения натуралистически достоверных деталей. Художник свободно и естественно располагает людей, окружающие их предметы в пространстве картины; с иллюзорной точностью воспроизводит фактуру тканей, поверхность древних сосудов, позеленевший камень у источника с водой, солнечные рефлексы и тени от виноградных листьев, падающие на каменный пол и стены, свет, воздух, природу, напоенную солнцем. Техническое мастерство Семирадского просто безукоризненно, все живописные приемы доведены до совершенства. Но не надо искать здесь психологической глубины. Эта картина, как и другие произведения мастера, подобна красивым, дорогим вещам, которые легко вписываются в любой интерьер, в каждодневную жизнь, украшением которой они служат.

Академизм (французское academisme) – направление, сложившееся в художественных академиях Европы XVI – XIX вв. и основанное на следовании внешним формам классического искусства античности и Возрождения. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению традиций классического искусства, но культивировал условные идеализированные образы, отвлеченные нормы красоты.

Салонное искусство (Салоны – официальные художественные выставки, проводимые во Франции) - консервативное направление в искусстве XIX – XX вв., опирающееся на традиции позднего классицизма и академизма. Художники этого направления использовали в своих работах некоторые приемы романтизма, а позднее - реализма, не проникая в глубину художественного метода, а отражая лишь внешнюю их сторону. Произведения представителей салонного искусства отличались эффектностью композиции, однозначностью содержания и прямолинейностью сюжетной трактовки, формальной завершенностью, преувеличенной выразительностью и экзальтированностью идеализированных образов, ремесленнической виртуозностью живописного исполнения.

Гидрия (лат. Hydria) – древнегреческий керамический сосуд, кувшин для воды, который иногда также использовался как урна для хранения пепла усопших и для жеребьёвки при голосовании. Гидрии имела три ручки: две маленькие горизонтальные по бокам сосуда для того, чтобы поднимать его, и одна вертикальная посередине для удобства разливания воды. Гидрии носили на голове или на плече.

Автор: Довгаленко Анна Сергеевна, сотрудник Радищевского музея.
В статье использованы материалы Т. Карповой

Картину Г.И. Семирадского. «У водоема», можно посмотреть в Радищевском музее (ул. Радищева, 39).

Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях:

vk.com/sadservie

twitter.com/sadservie

instagram.com/sad_servie

Добавить комментарий