На сцене саратовского «Теремка» завершаются гастроли Рязанского театра кукол. Напомним, что в Саратове были показаны пять спектаклей, в том числе и один для взрослых – «Демон». Наш театральный обозреватель был очень впечатлен от просмотра этого спектакля.
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним,
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошенных светил;
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни злобы, ни сомненья,
И не грозил уму его
Веков бесплодных ряд унылый...
И много, много... и всего
Припомнить не имел он силы!
Спектакль «Демон» поставлен на основе поэмы М.Ю. Лермонтова, которому, кстати, в этом году исполнилось 200 лет. Поставить поэму Лермонтова на сцене не просто театра, а кукольного театра – это очень смелый эксперимент. Кукол здесь всего две, три актёра и два огромных белых крыла.
Радостные приготовления грузинской девушки Тамары к свадьбе оказываются омрачены известием о гибели жениха. И место белого Ангела-хранителя спешит занять Демон, который до этого осмеливался лишь наблюдать за ней украдкой. Он влюбился в Тамару, а потом её же и погубил.
Затихло все; теснясь толпой,
На трупы всадников порой
Верблюды с ужасом глядели;
И глухо в тишине степной
Их колокольчики звенели.
Разграблен пышный караван;
И над телами христиан
Чертит круги ночная птица!
Спектакль построен на контрасте света и тьмы, добра и зла. Демон когда-то был Ангелом, но Господь его наказал и теперь он мечется между этими сущностями, между светом и тьмой.
Честно сказать, я не знал, что спектакль будет в стихах. И как только он начался, первой моей мыслью было: «Спектакль в стихах? Ну нет! Это слишком рискованно!». Тем более стихи Лермонтова, их же нужно как-то обыграть «по-театральному». Я сужу по себе, мне тяжело слушать стихи, устаю от них, хочется скорее прозы. Но «Демона» слушал на одном дыхании и с открытым ртом. Особенно меня зацепил момент, когда Тамара становится марионеткой, которой управляет Демон. Завораживающее зрелище.
После этого спектакля я задумался над тем, что ведь только в кукольном театре возможно смешение различных жанров театрально искусства. В «Демоне» была и великолепная пластика, и живая игра актёров, и куклы, и тени, и пантомима.
К ее склонился изголовью;
И взор его с такой любовью,
Так грустно на нее смотрел,
Как будто он об ней жалел.
То не был ангел-небожитель,
Ее божественный хранитель:
Венец из радужных лучей
Не украшал его кудрей.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик — о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..
Рязанский театр считает одним из самых лучших, если не самым лучшим, кукольным театром в России. Я сходил на этот и скажу вам: «Да – это лучший кукольный спектакль, который я видел, от одного из лучших кукольных театров России!».
Вам писал Шекспиров сын.
Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях:
Автор: Шекспиров сын
Гастроли Рязанского театра кукол в Саратове
Пресс-конференция посвященная гастролям Рязанского театра кукол