«Геркулес и Авгиевы конюшни» - политический каламбур с элементами эротики

21 ноября 2014 года на Большой сцене ТЮЗа Киселева состоялась премьера дипломного спектакля по пьесе Фридриха Дюрренматта «Геркулес и авгиевы конюшни». Репортеры Сада Сервье сходили на премьеру и окунулись в мир политического каламбура с элементами эротики. Именно такое определение сразу пришло нам в голову, после просмотра этого спектакля.

Фридрих Дюрренматт — немецкоязычный драматург, мастер психологического детектива и интеллектуальной драмы. Пьеса «Геркулес и авгиевы конюшни» охарактеризована автором как комедия, но едва ли её можно признать типичным представителем лёгкого театрального жанра. Остроумные диалоги персонажей пьесы, безусловно, вызовут в зале немало улыбок и смеха, но за виртуозной игрой слов скрывается философская притча о современном человеке и обществе, в котором мы живем.

Пьеса «Геркулес и Авгиевы конюшни», написанная гениальным швейцарцем в 1954 году, и ныне не потеряла своей актуальности. Может быть, ассоциации, которые вызывает спектакль, слишком прямолинейны и легко ложатся на картину сегодняшней жизни.

Третий звонок прозвучал. На сцене появляется харизматичный персонаж, представляющийся Полибием (секретарь Геркулеса), улыбаясь и завлекательно рассказывая, пробуждает интерес к действу. Соответствующая музыка и возникающие образы в воображении от слов повествователя легко переносят нас в мир античности.

 

Вскоре появляется сам маэстро Геркулес, сильный, грозный и задумчивый. Центральный персонаж пьесы предстает перед зрителями обычным, уставшим человеком, имеющим те же проблемы, что и простые смертные — недостаток денег, не всегда приносящая радость работа, сложные взаимоотношения с возлюбленной Дианирой. Спасительной весточкой для героя оказывается письмо от президента страны Элиды Авгия, в котором он просит Геркулеса очистить навоз. Именно вокруг этого и будет развиваться действие спектакля.

Пятый, в некоторых источниках Шестой, а где-то даже и Седьмой подвиг Геракла

Царь Элиды Авгий, сын бога солнца Гелиоса, получил от отца многочисленные стада белых и красных быков. Его огромный скотный двор не очищался 30 лет. Геракл предложил Авгию очистить стойло за день, попросив взамен десятую часть его стад. Считая, что герой не справится с работой за одни сутки, Авгий согласился. Геракл перегородил плотиной реки Алфей и Пеней и отвёл их воду на скотный двор Авгия – весь навоз был смыт с него за день.

Жадный Авгий не отдал Гераклу обещанной платы за работу. Через несколько лет, уже освободившись от службы у Эврисфея, Геракл собрал войско, разбил Авгия и убил его. После этой победы Геракл учредил в Элиде, у города Писы, знаменитые Олимпийские игры.

На протяжении спектакля мы видим моральное падение героя, попытки сохранить статус и бороться с безденежьем (для дополнительного заработка Геркулес соглашается выступать в цирке). Геркулес сталкивается с одной стороны с изощренным бюрократизмом, а с другой — с боязнью, неумением и нежеланием граждан жить другой, лучшей, красивой жизнью. Они начинают сомневаться в необходимости очищения:

Кому не любо жить в дерьме -
Пусть коротает век в тюрьме!...
Искореним бунтарство!...
Кто объявляет бой дерьму,-
Тот посягает на саму
Основу государства!...

Фридрих Дюрренматт и вслед за ним авторы спектакля, задаются вопросом о том, есть ли вообще в сегодняшнем мире место подвигу героя-одиночки и кто и как на самом деле способен избавить людей от ими же и произведенной грязи.

 

Внутренняя борьба и противоречия Геркулеса. В итоге это ни к чему не приводит. И Геркулес вынужден отправится в другую страну вместе с верным Полибием и своей возлюбленной (любовь не позволяет Деянире оставить своего героя) устранять помет птиц и поправлять денежное положение.

Спектакль получился достаточно хороший и интересный. Пластика и танцы поставлены отменно, а отсутствие декораций и костюмов ничуть не портят общего представления о спектакле. Легкость постановки, смешные реплики и поведения героев заставляются отвлечься от суеты и погрузиться во времена мифов. Помимо всего этого, спектакль наполнен содержанием и смыслом.

Здесь, античный мир, который кажется таким далеким, одновременно затрагивает извечные проблемы современности – несвоевременные путаные решения властей, бесполезные политические структуры ничего не решающие, а только проводящие собрания, денежные проблемы, любовные переживания.

Чрезвычайно политизированная пьеса, в хорошем смысле этого слова. Каждую отдельную сцену спектакля можно с лёгкостью применить к современным реалиям. Политический каламбур с элементами эротики, иначе это действо не назовешь. Премьера спектакля «Геркулес и Авгиевы конюшни» состоялась на сцене Саратовского ТЮЗа 21 ноября. Будет свободный вечер, обязательно сходите на него, не пожалеете.

Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях:

vk.com/sadservie

twitter.com/sadservie

instagram.com/sad_servie

Автор: Шекспиров сын

Спектакль «Федра» или трагедия любящей души

«Похожий на льва» – каждый из зрителей немного стал смелее

«Закулисье», первая самостоятельная работа

Добавить комментарий