Жемчужиной губернии называют Хвалынский район. Есть в нем удивительный по красоте национальный парк «Хвалынский». Здесь находятся самые высокие горы Приволжской возвышенности, а значит, и всей Русской равнины.
У подножья белых как снег, меловых гор выбивают кристально-чистые родники. И, как поэтически говорят местные экологи, влага, упавшая с небес, фильтруясь через мел, получает информацию о жизни и смерти, ведь мел - это бывшие живые существа древнего моря.
Сама история Хвалынска дает повод для исторических параллелей. Так, после возведения плотины Саратовской ГЭС, под воду ушел громадный «Сосновый остров» с которого в 1556 году, собственно, и начинался город Хвалынск.
Во время своего первого похода по Волге в 1695 году Петр I оставил в своем путевом журнале такую запись:
«Первого июля в девятом часу проехал Соснов-город, а стоит тот город на острову, остров тож слывет Соснов»
Только в 1700 году на «горной стороне», напротив острова строится маленькая крепость-городок Хвалынск. Долгие годы Сосновый остров был центром рыбного промысла. Одни сосновские рыбаки поставляли рыбу на «Великого государя», другие - для Чудова и Новоспаского монастырей. Так что были и богатые рыбой уловы, и Ассоли, которые ждали на берегу своих возлюбленных.
Хвалынский край - лидер по количеству родников среди других районов области. Да и вода в здешних ключах редкого вкуса и чистоты. Действительно, трудно придумать более совершенный фильтр, чем многометровые меловые горы. Проходя через них, влага становится целебной, родники – Святыми.
Самый загадочный из всех Хвалынских родников – это «Святой» родник. О его удивительно судьбе рассказал директор Хвалынского краеведческого музея Виктор Алексеевич Непочатов, участник археологической экспедиции 1963 года. Ему тогда было всего 16 лет:
«Лагерь наш расположился в живописном ущелье, – вспоминает Непочатов, – палатки стояли около родника с прекрасной водой. На имеющихся картах родник был отмечен, но не имел названия. Я никогда бы, наверное, не узнал настоящее название родника, если бы не случай.
Однажды я проснулся очень рано, на заре, вышел из палатки - и встал как вкопанный: в утреннем тумане в 20 метрах от меня стояли 3 женские фигуры в черных одеждах, косынках и с посохами. Мне припомнились картины Нестерова. Женщины прошли мимо нашей палатки и остановились в том месте, где лежал большой полусгнивший деревянный крест, опустились на колени и стали молиться. Я оцепенел, охваченный жутким ощущением, затем впрыгнул в палатку и стал тихо ждать, пока проснутся остальные.
Когда все проснулись, я сразу же рассказал о необычной встрече. Мы решили познакомиться с этими женщинами.
Как выяснилось, все трое в 10-е годы двадцатого столетия были послушницами черемшанского женского монастыря. В 20-е годы монастырь был ликвидирован, а послушницы, прожив еще какое-то время в черемшанской женской трудовой колонии, уехали из Хвалынска. Нелегкими были их судьбы. Но, начиная с конца 50-х, они ежегодно, 22 августа встречались в Хвалынске и пешком шли к роднику. Там они молились, вспоминали годы, проведенные в монастыре, людей, которые их воспитывали.
Впервые от этих женщин я узнал, что родник называется «Святым». На мой вопрос - почему, он ответили, что так родник называли еще их предки, которые тоже были староверами и которым были знакомы целительные свойства родника».
В настоящее время родник оборудован и оформлен, приобрел статус памятника природы. Благодаря усилиям сотрудников Хвалынского Национального парка, восстановлен памятный крест. Прекрасная по вкусу ключевая вода «Святого» родника полностью соответствует современным гигиеническим требованиям.
Все чаще и чаще приходят к роднику люди. По словам многих, вода, которую они уносят с собой, действительно имеет целебную силу.
Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях:
Другие статьи о родниках Саратовской области читайте в нашем специальном разделе, который так и называется: Родники Саратовской области