Реки Правобережья

Родники дают жизнь большинству рек Правобережья. Да и в самом Саратове все основные водотоки берут начало с родников и впадают в Волгоградское водохра­нилище.

Реки: Елшанка, Курдюм, 1-я и 2-я Гуселка, Черниха, Петровка, Березина, ручьи Слепышев, Минаев, Дудаковский, Алексеевский, Сеча, Маханный, Глебучев, Белоглинский, Хмелевский, Трещиха, Токмаковский, Залетаев - все это дети родников.

К сожалению, чистая ключевая вода, дающая жизнь рекам и ручьям, проходя по территории города «разводится» таким количеством загрязненных сточных вод, что от нее мало что остается. От истоков и до устья водотоки увели­чивают свой расход в основном за счет утечек и сбросов хо­зяйственно-бытовых и сточных вод. В некоторых водотоках, таких как Глебучев и Белоглинский овраги, реки Черниха и Березина, ручьи Назаровский, Токмаковский, Залетаевский и Мутный ключ, сточные воды составляют основную долю их расхода. В пределах городской территории берега и русла рек завалены мусором, превращены в свалки. Приходится признать, что загрязнение и замусори­вание водотоков имеет в Саратове, да и не только в нем, давнюю традицию.

В 1912 году. Санитарный врач А.Д. Первов, исследовав­ший Белоглинский овраг, обнаружил там 6 родников. Видимо, не зря на картах старого Саратова это место обо­значено как речка Белая глинка.

В то же время Первов с тревогой отмечает, что воду в ручье, протекающем по дну оврага, очень трудно назвать родниковой. Практически невозможно.

«Главная масса воды, – заключает он, – другого про­исхождения. В овраг спускаются грязные и отработан­ные воды с заводов, в овраг спускают все банные воды, а бань по Белоглинскому оврагу расположено пять. Банные воды особенно ощутительно влияют на ручей, банные воды, застаиваясь в лужах, в болотинах, особен­но сильно распространяют зловоние».

Особенно беспокоит санитарного врача состояние ко­лодцев, находящихся на территории оврага:

«Колодцев от Астраханской до Ильинской девять. Вода этих колодцев, хотя и ключевая, но она успевает смешаться с водой гнилого ручья, протекающего в их соседстве, и вода колодцев тоже оказывается гнилой».

Сейчас Белоглинский овраг почти полностью засы­пан, застроен и лишь неугомонная речка Белая Глинка, уйдя под землю, периодически напоминает о себе, вместе с другими грунтовыми водами заливая подвалы домов водой сомнительного качества.

После грязных и замусоренных саратовских рек осо­бенно приятно очутиться где-нибудь на берегу Терешки или Большого Иргиза, Медведицы или Хопра, подышать чистым, напоенным влагой воздухом, услышать пение соловьев в прибрежных кустах, окунуться в прохладную чистую воду. Каждая из рек прекрасна по-своему, каж­дая заслуживает отдельного рассказа. Например, Хопер – одна из красивейших рек европейской части России. Из общей длины в 1008 км на территорию нашей губернии приходится меньше четверти – 240 км. Но зато, какие это километры!

Давайте вместе Б.А. Софийским, руководите­лем водной экспедиции на байдарках по Хопру, продела­ем небольшую экскурсию по этой прекрасной реке:

«Хопер... Русской стариной веет от имениречки. Есть красивая легенда: шел по лесу старик Хопер и увидел, как бьют из-под земли 12 родников. Не поленился старик, взял лопату да и соединил все родники в один - вот и вышла красавица река (исток реки находится в Пензенской обла­сти, хорошо обустроен, рядом с родниками величественная четырехметровая бетонная фигура старика Хопра. – прим.ред.).

Хопер – любимая река саратовских туристов. И не только саратовских. Я был на Хопре не раз и видел байдарки с эмблемами Москвы и Петербурга, Нижнего Новгорода и Самары. Всех привечает Хопер, всем дарит общение с природой.

Мы стартуем от моста через Хопер до села Вертуновка. Быстрое течение легко несет наши бай­дарки «Тайменъ-2». Крутой поворот реки и в зеленой роще правого берега вдруг возносится прямо к небу ку­пол храма - усыпальницы князей Голициных. Оставляем байдарки на берегу и, завороженные дивной красотой творения великого Кварнеги, не можем оторвать взгляды от чуда архитектуры XVIII века. Могилы кня­зя Голицина, его жены и дочерей тщательно ухожены, вокруг море тюльпанов.

А нам плыть дальше. Хопер открывает нам все но­вые красоты. То вдруг вспыхнет желтым огоньком кув­шинка, то царственно пролетит цапля, то позабавит своей ловкостью уж, проложивший свой маршрут пря­мо перед носом байдарки.

Встаем на ночевку у деревни Ключи. Хорошие люди жи­вут в Ключах! На берегу реки они соорудили большой дубо­вый стол со скамьями, оборудовали кострище и даже по­ставили бочку для мусора! Рядом - родничок с вкуснейшей водой. Если бы по всему маршруту устроить такие стоян­ки! Вот вам и экологическое воспитание в действии.

Чистый воздух, чистая вода, жаркое солнце - ну что еще нужно для счастья? А вот и Аркадак - и увы! - со счастьем придется повременить. Гнилостный запах разносится по всей округе, по воде проплывает нечто, весьма похожее на канализационный слив.

Проходим Аркадак сходу, и только километров че­рез 20 река «приходит в себя». А вот и Летяжевка. Здесь когда-то была усадьба князя Нарышкина. Лихие годы крестьянских бунтов оставили от некогда роскошного дворца лишь каменные подвалы, где можно полюбовать­ся ювелирной кирпичной кладкой. Мы ходили по этим остаткам былой роскоши, и нам было стыдно перед предками за то, что не сумели сохранить эту красоту.

Это были удивительные шесть дней плавания! Мы купались на совершенно роскошных песчаных пляжах, ло­вили лещей и щук в камышовых зарослях, бродили по сол­нечным сосновым борам, беседовали с местными жите-лями. Я убежден, что лучше русской природы нет ничего на свете! Вот еще бы научится нам беречь ее. Не губить рыбу электроудочками, не сливать нечистоты в реку, что мы наблюдали на подходе к Балашову, не захлам­лять берега реки. И тогда она ответит нам добром».

Не удивительно, что родники дают жизнь правобереж­ным рекам. Да и подпитывают их основательно: почти по­ловина стока этих рек образуется за счет грунтовых вод.

Совсем не так в Заволжье. Здесь местные реки должны сказать «спасибо», в первую, очередь талым водам, которые и наполняют их в паводок. Тем большую ценность представ­ляют те немногочисленные родники, которые вносят свой посильный вклад в формирование стока заволжских рек.

Очень интересное исследование провели молодые краеведы из сельской школы в поселке Натальин Яр Перелюбского района. Впрочем, давайте послушаем Алексея Чичихера, ученика ю класса этой школы. Его со­общение на IX Областной научно- практической экологи-чекой конференции учащихся вызвало большой интерес и отмечено Дипломом III степени.

«Живительная сила речки моего детства»

«Ручейки, речки и реки образуют речные системы, похожие на огромные, растущие вдоль поверхности земли, деревья. Главная река - это ствол, реки и ручейки - ветви и веточки. Только, если у дерева соки из корней поднимаются к ветвям, у рек, наоборот, вода из веточек и ветвей по стволу бежит к корням, впада­ющим в море. Вот такой маленькой, тонкой веточкой на огромном «дереве» реки Волги является наша речка Солянка. Мала наша речка: в летний и зимний периоды даже не имеет постоянного течения, держится плеса­ми различной глубины, но благодаря ей живут люди в засушливом степном краю много десятков лет.

Два поселка поит она своей водой, и только потому, что есть такая речка, поселились люди в наших местах. Хутор Куцеба возник на одном из мелких притоков реки Солянка в 1890 год, а в 1910 году переселенцы из Украины основали хутор Натольин Яр, и первая его улица вытя­нулась вдоль реки Солянки.

Экологов и краеведов нашей школы заинтересовало происхождение названия реки. Почему Солянка? Ведь вода в ней пресная. Из рассказов старожилов выяснилось, что до того, как была построена в 1958 году плотина на реке, глубоко в овраге, там, где речка брала начало, из-под зем­ли бил мощный ключ с горько-соленой водой. Убедится в этом нам помог случай. Это было в 1998 году. Из-за силь­ной засухи верхнее течение реки полностью пересохло. Печальна была картина высохшей речки. Ушла вода – ушла жизнь. Однако, именно в это время нам и удалось обследовать дно оврага, и мы обнаружили не один, а 13 подземных источников с горько-соленой водой. Так выяс­нилось, почему наша речка называется Солянка. Горько-соленые подземные воды смешиваются с большой массой поверхностных вод, и этой водой пользуются люди».

Остается только добавить, что Солянка, впадает в речку Таловая, Таловая впадает в Камелик, Камелик впа­дает в Большой Иргиз, а Большой Иргиз, как известно, ниже г. Балаково впадает в Волгу. Более 700 притоков об­щей длиной свыше 200 тысяч километров питают Волгу своей водой, а вся площадь водосбора бассейна Волги, с которой она собирает свои воды, больше территории Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Италии, Австрии и Швейцарии, вместе взятых.

Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях:

vk.com/sadservie

twitter.com/sadservie

instagram.com/sad_servie

Другие статьи о родниках Саратовской области читайте в нашем специальном разделе, который так и называется: Родники Саратовской области

Источники:

При написании статьи использовались следующие источники: Орлов А.А., Зотов А.П., Белов В.С. Родники Саратовской губернии. - Саратов: Изд-во "Научная книга", 2004. -172с.: ил. Фото: geocaching.su, megaribolov.ru, penza.rgo.ru

Добавить комментарий