Сегодня мы будем путешествовать по тому месту, где некогда проходил городской вал, точнее по тем улицам Саратова, которые образовались в результате разрушения городского вала. Но прежде, окунемся в историю.
История городского вала начинается с восстановления Саратова на правом берегу Волги. Для постройки нового города прибыл горододелец Александр Шель с командой инженеров-строителей и других рабочих. В первую очередь, при постройке города, были вырыт ров и насыпан земляной вал, на котором установили стены и башни будущей крепости – Саратова. Вал имел высоту 4—4,5 м, ширину по верху 8—8,5 м. Крепостной вал начинался от устья Глебучева оврага, шел по нынешней Валовой улице до Северной, далее вдоль ней поворачивал к Московской улице, пересекал её и по Октябрьской улице спускался вниз, образуя Князевский взвоз. Таким образом, земляной вал дугой опоясывал территорию города в 80 гектар и имел длину 2245 м.
Крепостной вал на карте Саратова 1892 года
Крепостной вал на современной карте Саратова
С северной стороны Саратова, на берегу Глебучева оврага, был насыпан только земляной вал. Это было сделано потому, что глубокий, с отвесными склонами овраг служил природным рвом. Однако, столь величественная преграда, защищающая город просуществовала меньше века. В 1752 году саратовский воевода приказал ров вдоль Глебучева оврага раскопать и сравнять. В итоге освободилось место, которое вскоре было застроено. Так сложилась идущая от церкви улица, которую стали называть Казанской, по названию церкви, некогда стоявшей на ней. Неофициально ее именовали Валовой. Только к девяностым годам XIX столетия окончательно утвердилось имя Валовая улица.
Именно отсюда, от того места, где было построено первое строение нового правобережного Саратова – деревянная Казанская церковь, мы и начнем нашу прогулку. Пройдем по тем улицам, где находился городской вал: Валовая, Октябрьская, Князевский взвоз и другие.
Итак, начнем.
На берегу Глебучева оврага, рядом с крепостным валом стояла Казанская церковь, которая была разрушена в прошлом веке. Сегодня на месте этой церкви стоит жилой дом, однако сохранилось одно строение – дом Причта, в котором, кстати, до сих пор живут люди.
Против этого места стоит недавно построенный современный жилой дом, чуть выше находится спуск в овраг, он же въезд на территорию спортивного комплекса. Вся территория комплекса огорожена неприглядным забором, портящим весь вид на Соколовую гору и Глебучев овраг в частности. Рядом – жилой дом, это серое двухэтажное здание, длинною во весь квартал, от улицы Лермонтова до Песковского переулка.
Песковский переулок это небольшая улочка длинною в квартал, тут нет ничего выдающегося, только куча офисных помещений и красивый многоэтажный дом, стоящий на углу с Валовой улицей. Однако история переулка заслуживает особого внимания. Но не сейчас.
Буквально напротив него находится старая Саратовская соборная мечеть. До 2005 года, когда построили новую, большую мечеть на Татарской улице, она была главной мечетью Саратова. Место постройки старой мечети выбрано не случайно, ведь как известно, с XVIII века в Саратове существовала Татарская слобода, которая находилась как раз в районе Глебучева оврага.
Идем дальше, и вот, улица Чернышевского, переходящая в путепровод через Глубечев овраг; а на заднем плане виден спуск к ФОК «Зведный».
После улицы Чернышевского, Валовая напоминает в прямом смысле этого слова деревенскую улицу. Справой стороны, сплошняком, в один ряд, стоят деревянные дома, дальше уже овраг. Некоторые дома буквально провалились под землю. Уровень земли им буквально по середину первого этажа – необычно выглядит для жителя центральных районов города.
Вот мы пришли к улице Мичурина, конец которой мало кому известен. Однако, вот он! На Валовой.
Следующий квартал по левой стороне Валовой улицы целиком и полностью застроен девятиэтажками – ничего интересного. Справа – все те же деревянные домики. «Мася – я тебя люблю» - обязательный атрибут всех улиц города Саратова.
Вообще, улица Валовая – это улица контрастов. Это одна из немногих улиц, на которой можно встретить современные многоэтажные дома и офисные парки, соседствующие с вековыми, деревянными домишками.
С Валовой открывается хороший вид на кафедральный собор Саратова – Духосошественский, а также на Соколовую гору.
Как раз там, где стоит офисное здание, улица Валовая пересекается с небольшой Северной улицей. Эта улица настолько мала, что указывается даже не на всех картах.
Далее улица Валовая незамысловато изгибается и вновь становится прямой. Теперь по обеим сторонам улицы "деревня".
На фасадах домов можно встретить аншлаги и начала прошлого века, и более поздние, советские – белые, с черными надписями.
Позади осталась улица Вознесенская, и мы приближаемся к концу улицы Валовой – пересечению ее с Октябрьской, которая уходит вправо к оврагу и влево, в сторону улицы Московской.
Чуть не забыл, Валовой, улица называлась до октября 1977 года, когда она была переименована в улицу Федина. Это имя улица проносила недолго, как и большинство улиц Саратова, в начале девяностых годов прошлого столетия ей было возвращено историческое название – улица Валовая.
Мы идем влево и сразу же замечаем бывшую колбасную фабрику Кизнер и Блок. Совсем недавно она находилась в плачевном состоянии, на грани разрушения, но сейчас её практически отреставрировали.
К колбасной фабрике плотно прилегали деревянные дома, служившие некими подсобными помещениями. В процессе реставрации их снесли, все, кроме одного. Его судьба, скорее всего тоже предрешена, вскоре он пойдет под снос.
В пересечении улиц Октябрьской и Челюскинцев среди других построе выделяется, желто-белая городская усадьба, постройки конца XVIII – начала XIX веков - памятник архитектуры регионального значения.
Следом за усадьбой виднеется зеленое здание Дома Кино – студи Волжской кинохроники.
Напротив Дома Кино милицейский участок – оставим его за кадром. Поднимаемся чуть выше и вот она, улица Московская и вид на здание городской думы.
Пересечении улиц Московской, Соляной и Октябрьской.
В то время Октябрьская осталась позади.
Дальше по улице Октябрьской все те же старые разваливающиеся дома.
В пересечении с Первомайской режет в глазах от высокого синего здания МРСК Волги.
Кстати, практически на всем нашем маршруте по улице Октябрьской, была тьма машин, сплошные пробки и заторы, плюнуть некуда.
Встречались и некоторые другие интересные жилые дома. Почти все они построены в начале XX века.
Улица Революционная встретила нас полным отсутствием автомобилей.
Тут так же, как и на Валовой – с одной стороны девятиэтажки, с другой частные дома.
Чем ближе мы подходим к улице Волжской, там интереснее здания встречаются нам. Возможно это был особняк какого нибудь саратовского купца.
Спустившись немного по улице Волжской до Мичурина, мы продолжили путь по ней. Наконец, Князевский взвоз. Недавно на этой улице был сделан сквер и поставлен памятник павшим бойцам спецназа.
Ниже по Князевскому взвозу небольшие кирпичные дома, возможно, они даже не жилые. Особый интерес представляет двухэтажное красное здание - здание купеческого пароходства. Кажется оно еле стоит на фундаменте и вот-вот упадет - это памятник архитектуры.
Вновь выходим к улице Чернышевского и видим задние церковного дома. Это здание когда-то принадлежало Нерукотворно-Спасской церкви Сергия Радонежского. Церковь уничтожили в 30-х годах прошлого века, а дом остался.
Князевский взвоз раньше спускался прямо к Волге, а сегодня он упирается в набережную Космонавтов. Как говорит история, одно время на этой улице был дом и принадлежал он князю И.М. Баратаеву. Дом кстати и сейчас есть. Улицу от Волги, заканчивавшуюся у дома князя, стали называть Князевским взвозом. Однако, в ходу было и другое название — Мещанский взвоз. Князевский взвоз был известен саратовцам и тем, что тут на берегу Волги размещалось здание Саратовского речного яхт-клуба, основанного в 1876 году и бывшего первым яхт-клубом в Поволжье и третьим в России, после Петербургского и Рижского.
Князевский взвоз с верхнего яруса набережной.
Вот тут и кончилась наша прогулка по городскому валу. Сегодня мы прошлись по тем улицам, по которым раньше пролегал крепостной вал, ставший хорошей защитой города от различных недругов. Гуляйте с нами еще, до новых встреч.