В новый XIX век Саратов вошел губернским городом. В ходе проводившейся в России с 1775 года экономической и административной реформы в 1780 году было учреждено Саратовское наместничество, которое существовало до 1797 года, затем стало называться губернией. Саратов стал центром наместничества. Он был к этому времени самым значительным в торговом отношении городом в Нижнем Поволжье, чему способствовало его выгодное географическое положение. Первый наместник П.С. Потемкин позаботился о том, чтобы «открытие» губернии было отпраздновано как можно пышнее. Не жалели и фейерверочных огней, а на улицах города горели огни плошек и масляных фонарей. Так родилась Саратовская губерния.
Территория Саратовской губернии в XIX веке
В 1801 году новый император Александр I восстановил отменённые губернии, в том числе Пензенскую. С этого времени территория Саратовской губернии только сокращалась. В 1802 году от неё, к Воронежской губернии отошёл Новохопёрский уезд, но несмотря на это Саратовская губерния оставалась одной из наиболее обширных в Европейской части России. Её площадь составляла около 18 млн десятин, что в переводе на километры составляет более 192 тысяч квадратных километров. Здесь стоит отметить, что сегодняшняя площадь Саратовской области составляет порядка 100 тысяч квадратных километров.
После 1803 года, когда в состав губернии вновь вошли города Аткарск и Балашов, число уездов опять достигло десяти, но продолжавшееся освоение края привело к созданию в 1835 году, на Левобережье новых уездов: Николаевского, Новоузенского и Царёвского.
В середина XIX века практически всё Саратовское Заволжье было поделено между двумя губерниями: Астраханской – им отошел Царёвский уезд и Самарской – Николаевский и Новоузенский уезды.
Население Саратовской губернии в XIX веке
К началу XIX века Саратов стал центром довольно заселенного края. Например, если в конце XVIII века в губернии проживало свыше 760 тысяч человек, то уже в середине следующего века на той же территории, но с учётом отошедшего Заволжья — численность населения уже более 2 млн 100 тысяч человек. Важно отметить, что по темпам заселения наша губерния занимала одно из первых мест в стране.
Основную массу населения во всех уездах и городах, как и прежде, составляли русские. В середине 40-х годов их удельный вес в общей массе населения был равен почти 75%, немецких колонистов — 8,5, украинцев — 6,5, мордвы — 6, татар — 3,5%. Остальные национальные группы, из которых чуваши, мещеряки, башкиры и другие, были незначительными.
Во второй половине XIX века уже не наблюдалось массового переселения крестьян в губернию. Численность населения в основном росло за счёт естественного прироста. В 1897 году в губернии проживало 2420 тысяч человек. Многие крестьяне в поисках лучшей жизни устремлялись в город, население которых постоянно увеличивалось.
Города Саратовской губернии
Рост населения, экономическое развитие края способствовали появлению новых городов. К середине века, в крае насчитывалось 13 городов, 1 посад и 2708 сельских поселений.
В 1835 году, с образованием новых заволжских уездов, три селения были переведены в разряд городов. Так Слобода Мечетная стала городом Николаевском (ныне – Пугачёв), село Чертанла — Новоузенском и село Царёво — Царёвым (ныне – Ленинск Волгоградской области).
Если в конце XVIII века в городах губернии проживало примерно 35 тысяч человек, то в 50-х годах XIX века — около 124 тысяч человек.
Крупнейшим городом всего Поволжья к середине XIX века стал Саратов. Он являлся важным торговым и промышленным центром региона, а так же одним из основных транспортных узлов региона. В конце 50-х годов в Саратове проживало более 72 тысячи жителей.
К 1897 году численность городского населения составила 320 тысяч человек, что составляло 13,2% от всего населения губернии. В Саратове насчитывалось 137 тысяч жителей, из них почти половина принадлежала к крестьянскому сословию. По численности населения Саратов, в её современных границах занимал третье место в России, после Москвы и Санкт-Петербурга. Именно с тех пор, Саратов и стали именовать «столицей Поволжья». Из уездных городов наиболее выделялся купеческий Вольск, в котором проживало свыше 24 тысяч населения.
Сельское хозяйство Саратовской губернии
Основным занятием населения губернии оставалось сельское хозяйство. В Правобережье сеяли рожь, овес, просо, ячмень — так называемые «серые хлеба». В Заволжье возделывали пшеницу. Занимались и бахчеводством — выращивали арбузы и дыни. Из года в год в расчете на рынок росли размеры посевов. Сохранившиеся документы говорят о том, что Саратовская губерния начале XIX века значилась в числе первых 15 губерний по размерам производства хлеба. Через перекупщиков хлеб поступал в Саратов. Его, у саратовских купцов, приобретало интендантство для обеспечения хлебом одного из флангов русской армии на Кавказе. В Нижний Новгород, Рыбинск и Петербург ежегодно отправлялось около 2800 тысяч пудов пшеницы и 350 тысяч пудов других хлебов. Выгодность продажи хлеба, то есть ведения собственного хозяйства, заставила помещиков переводить крестьян с оброка на барщину. К середине века более половины крестьян губернии была на барщине. Если в начале XIX века в губернии засевалось около 2,5 млн десятин, то в 1845 году — уже 3,6 млн. За короткий срок губерния превратилась в одного из главных поставщиков хлеба, в первую очередь пшеницы, на всероссийский внутренний рынок.
По мере заселения Саратовской губернии и роста неземледельческого населения всё больше распространялось огородничество и садоводство, приобретавшие на прилегающих к поволжским городам территориях товарный характер.
Сельское хозяйство во второй половине XIX века приобретало все более торговый характер. Саратовская губерния специализировалась на производстве зерновых культур, главным образом пшеницы, которая пользовалась большим спросом на внутреннем и внешнем рынках. Заметное место среди зерновых культур также занимала рожь, которая являлась основным продуктом питания для большинства местного населения. В начале 1890-х годов на правом береге она составляла 35-40% всех хлебных посевов.
С 1880-х годов неурожаи зерновых культур в крае становятся всё более частыми и разрушительными по своим последствиям. Так, голодными были 1879, 1880, 1891 года. Ещё чаще наблюдались неурожаи дельных культур.
От голода пострадало население всех уездов губерний. Правительство вынуждено было пойти на оказание экстренной помощи нуждающимся. Шли пожертвования от местных купцов и землевладельцев и даже из-за границы — последние в адрес немецкого населения.
Промышленность Саратова и губернии в XIX веке
Саратовская губерния занимала одно из первых мест в стране по производству спирта и водки. Изготовлявшие эту продукцию «винокуренные заводы», в основном, принадлежали богатым помещикам. В начале 50-х годов XIX века, 17 винокуренных заводов поставляли ежегодно для казны более 3 млн вёдер водки.
Другой отраслью, также преимущественно дворянского предпринимательства, было суконное производство. К середине века в губернии действовало 13 суконных вотчинных фабрик. Изготовлялось преимущественно грубое сукно из овечьей шерсти, которое скупала по твёрдым ценам казна для пошива солдатских шинелей.
Остальные предприятия перерабатывающих отраслей — салотопенной, кожевенной, мукомольной, табачной, маслобойной, горчичной — в основном принадлежали купцам, мещанам, крестьянам, немецким колонистам.
Промышленность второй половины XIX века почти целиком оставалась связанной с переработкой продуктов сельского хозяйства. В 1850-1870-е годах она была представлена водяными и ветряными мельницами, маслобойнями, винокуренными, суконными, кожевенными, табачными и другими предприятиями, работавшими на основе ручного труда. С 1870-х годах в общем объёме продукции губернии возрастает доля парового, мукомольного и маслобойного производств.
В этот период Саратов превратился в один из крупнейших центров мукомольного производства. В последней четверти XIX века в Саратове развернулось сооружение мощных и хорошо оснащённых паровых мукомольных мельниц.
В 1880-1890-х годах наблюдался росу Металлообрабатывающей промышленности. Почти все предприятия отрасли находились в Саратове и Царицыне. В 1888 годах в Саратове вступил в строй машиностроительный завод О.Э. Беринга.
К концу девятнадцатого столетия начал формироваться рабочий класс. В 1892 году в промышленности губернии было занято 19 тыс. рабочих, а в 1901 году — свыше 40 тысяч, из которых более 13 тысяч было сосредоточено в Саратове. В их числе преобладали сезонные рабочие из числа ушедших на заработки крестьян, сюда же входили члены семей собственников кустарных заведений.
Рабочие жили и трудились в тяжёлых условиях. Трудовой день длился 12-14 часов, а заработная плата составляла 4-7 рублей в месяц. Но на промышленных предприятиях использовался еще более дешевый труд – детский. Так, например, на табачной фабрике Штафа в 1887 году из 110 рабочих 80 были в возрасте до 14 лет.
На всех предприятиях отсутствовала охрана труда. В 1901 году на заводах и фабриках губернии произошло свыше 700 несчастных случаев.
Торговля Саратовской губернии в XIX веке
Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в Саратовской губернии, позволило ей занять видное место на всероссийском рынке. Основной формой торговли по-прежнему была ярмарочная. Крупнейшей ярмаркой Саратовского Поволжья считалась Покровская в Новоузенске, на которой продавались тысячи голов скота.
Важнейшей статьей торговли края был хлеб. Крупные партии пшеницы отправлялись вверх по Волге до Москвы и Петербурга. Ржаная мука и овёс поступали в Астрахань и на Дон. Большие хлебные поставки осуществляла казна для российских войск на Кавказе. Через порты Балтийского и Чёрного морей саратовская пшеница продавалась за границу.
Основной формой торговли по-прежнему была ярмарочная. Крупнейшей ярмаркой Саратовского Поволжья считалась Покровская в Новоузенске, на которой продавались тысячи голов скота
Саратовское зерно поставлялось для армии и флота, продавалось в другие российские губернии. Традиционным саратовским товаром оставалась соль. В 1867 году в Саратове насчитывалось 16 солеторговцев, которым принадлежало 86 соляных лабазов. Не стоит забывать про рыбу: объём рыбной торговли в Саратове составлял 3 млн рублей в год.
В 1882 году в Саратове была открыта товарная биржа. Она выступала посредником в совершении торговых сделок, упорядочивала торговлю.
Транспорт Саратовской губернии в XIX веке
Расширение товарного рынка региона способствовало развитию транспорта. Сухопутная торговля велась по старым грунтовым дорогам, которые не могли использоваться осенью и весной из-за грязи. Недостатком гужевого транспорта являлась его медлительность и дороговизна.
Изменения происходят лишь на водном транспорте. В 1818 году на Волге появился первый пароход. А с 40-50-х годов XIX века, когда начали создаваться пароходные общества: « По Волге », « Меркурий», «Самолёт» и другие. Таки образом пароходы стали постепенно вытеснять суда старых конструкций, а заодно и бурлаков.
Неразвитость сухопутных транспортных путей длительное время сдерживала развитие экономики Саратовского края. В конце 1850-х годов был поставлен вопрос необходимости строительства железной дороги, соединяющей Саратовскую губернию с центром России. В 1859 году царь разрешил строительство железной дороги до Москвы на средства акционеров. Но строительство дороги затянулось. Только 4 июля 1871 году открылось движение на последнем участке Аткарск — Саратов. Таким образом, город получил прямую связь с Москвой и Центральным районом России.
К концу столетия железные дороги объединили почти все уездные города и прошли через ряд селений, способствуя развитию ранее слаборазвитых населённых мест. Железнодорожный транспорт был связан с речным. Большая часть железнодорожных грузов приходилась на станции, которые являлись крупными пристанями: Саратов, Царицын, Камышин.