В этой статье мы будем говорить о благоустройстве Саратова, о том какими были городские улицы, что сделали с оврагами, и как появился первый саратовский водопровод.
Благоустройство Саратова в XIX веке
Возникновению эпидемий, о которых мы рассказывали в одной из наших прошлых статей, способствовало плохое состояние благоустройства города. В Саратове в XIX веке было много оврагов, по которым протекали ручьи, грунтовые воды подходили близко к поверхности, и грязь стояла непролазная. Митрофаньевская площадь, сейчас это площадь Кирова, которая со второй половины XIX века стала крупным торговым центром города, в начале столетия cчиталась загородным местом и представляла собой топкое болото, куда ходили охотиться на уток. Грязь на улицах была бичом и лошадей и пешеходов. Для борьбы с этим ненастьем на улицах стали устраивать деревянные тротуары, огражденные низенькими заборчиками.
Саратовские улицы
Между тротуарами и проезжей частью вырывались канавы, земля из которых выбрасывалась на середину улицы. Это мало помогало, так как образовывалось такое месиво весной и осенью, что лошади с трудом вытягивали из грязи даже легкие экипажи, а пешеходы, переходя улицы, нередко оставляли там свои завязнувшие сапоги.
Улицы и площади Саратова были грязными и летом зарастали травой. Ныне благоустроенная улица имени Тараса Шевченко до Октябрьской революции называлась Крапивной. В изобилии росшая крапива стала ее отличительным признаком. Два месяца понадобилось городским властям в 1824 году, чтобы привести в порядок Саратов к предполагаемому приезду Александра I. Вся полиция и чиновники были поставлены на ноги. Они заставляли владельцев ремонтировать и красить дома, ворота, заборы, надворные строения.
В течение почти всего XIX века бичом городского транспорта и пешеходов оставалась грязь на улицах. Саратовские газеты писали уже в конце века о том, что большинство саратовских площадей и улиц не замощены. Поднимающаяся летом во время ветра пыль производила впечатление мглы. Она проникала в глаза, уши и нос прохожих, осыпала их с ног до головы. После дождей Дегтярная площадь «превратилась буквально в болото грязи, лошади вязнут здесь по брюхо, а колеса целиком утопают в тине», — писал журналист из «Саратовского дневника» в 1887 году. Не были замощены Старособорная, Плац-парад, Полтавская, Дегтярная, Митрофаньевская, Московская и другие площади Саратова.
Первые мощеные улицы появились в Саратове только в конце 80-х годов XIX века, и к 1871 году было вымощено всего 11 верст улиц в центральной части города, общая же протяженность их составляла 43 версты. Губернатор в начале 70-х годов вынужден был признать, что и на этих улицах, за исключением одной или двух, следовало бы поправить мостовую заново. Все же остальные улицы покрываются со вскрытием Волги страшной грязью, и при этом «ухудшается качество воды в реке, в которую, по наклонному положению города, стекают нечистоты».
Большая часть улиц Саратова тонула в грязи даже в первые два десятилетия XX века. Первоначально улицы замащивались мягким камнем местного происхождения. Такие мостовые быстро приходили в негодность: весь камень превращался в пыль и смешивался с уличной грязью. Твердые породы (булыжник и кварцевый песчаник) стали использовать лишь в 1877 году. Однако большинство улиц из-за постоянной нехватки денег у городской думы на начало нового века было замощено битым бесформенным камнем, который по прочности уступал цельному мелкому булыжнику. Такая мостовая обходилась гораздо дешевле, но требовала постоянного ремонта. Начало XX столетия показало, что имеющиеся в Саратове мостовые не удовлетворяли требованиям транспорта. Из-за мостовых замедлялось передвижение, возникали нередко поломки телег и экипажей, необходимо было часто перековывать лошадей.
Первоначально улицы замащивались мягким камнем местного происхождения. Такие мостовые быстро приходили в негодность: весь камень превращался в пыль и смешивался с уличной грязью. Твердые породы (булыжник и кварцевый песчаник) стали использовать лишь в 1877 году
Наиболее подходящим вариантом улучшения мостовых дума признала брусчатую мостовую, выдерживающую большие нагрузки и легко поддающуюся ремонту. Однако из-за недостатка денег и материала такой тип мостовой был в Саратове только на Астраханской улице. Асфальтовое покрытие, в наше время являющееся главным типом мостовых, воспринималось несколько скептически. Это можно понять, если принять во внимание, что транспорт тогда был тележным с тяжелыми и узкими ободами на колесах. Однако в центре города, где было меньше тяжелого транспорта, проводилось асфальтирование. Материалом для строительства таких дорог снабжал местный асфальтовый завод Реддера, существовавший с 1880 года. Булыжник, снятый с мостовых центра, переносился на другие улицы. Одна из центральных улиц Саратова — Вольская, имеющая асфальтовое покрытие, почти сто лет была вымощена булыжником.
Саратовские овраги
Большое неудобство жителям города причиняли овраги. В начале XIX века многие из них были засыпаны и застроены. К концу прошлого столетия в пределах города остались лишь два самых больших оврага — Глебучев и Белоглинский. Большинство улиц, начинавшихся у Волги, имели две части: до оврага и заовражные. Узкие деревянные мосты через овраги были ликвидированы только в годы Советской власти, да и сами овраги доживают последние годы: часть их уже засыпана.
Саратовский водопровод
Саратов, расположенный на берегу Волги, страдал от безводья. Лишь у прибрежной его части вода находилась под боком, да и то нелегко было ее достать из-за крутого берега. Вода в буераках была непригодной для пищевых нужд, даже колодцы не могли удовлетворить жителей, так как давали воду солодковую, или соленую до того, что политые ею деревья засыхали. Из-за этого новые постройки жители возводили как можно ближе к Волге, вследствие чего, рост города в сторону нынешней железной дороги замедлялся. Наносило ущерб городской казне то обстоятельство, что, прижимаясь к Волге, жители старались строить на одном дворе несколько лачуг, дабы они могли считаться владением одного хозяина, тем самым сокращая поземельный сбор. Ухудшалось санитарное состояние города особенно тогда, когда бедное население не имело возможности платить за доставляемую воду по 15—40 копеек за бочку и пользовалось недоброкачественной водой. Неудивительно, что часты были различные желудочно-кишечные заболевания.
Городское общество поднимало вопрос о строительстве водопровода с 1793 года, но никаких практических шагов к его разрешению не предпринималось в течение нескольких десятилетий. После ужасного пожара 1811 года была образована комиссия по благоустройству города. На одном из первых своих заседаний она признала постройку водопровода одним из самых неотложных мероприятий. Городская дума установила, что город не располагает людьми, знающими водопроводное дело. Через губернатора она обратилась в министерство внутренних дел с просьбой прислать в Саратов для устройства водопровода чиновников (путевые издержки город брал на свой счет). Целых 20 лет различные «специалисты» наезжали в Саратов, и из городских сумм на них была потрачена не одна тысяча рублей. Ничего же дельного предложено не было.
Первый водопровод в Саратове построил В.В. Гришин, талантливый умелец-самоучка. Будучи одержим желанием дать родному городу воду, он самостоятельно и на свои личные средства провел разведку подпочвенных вод у Лысой горы и вблизи ее. С весны 1844 года Гришин занялся прокладкой деревянных труб от источников воды к Сенной площади (сейчас это площадь возле Крытого рынка) и далее до Новособорной площади (ныне площадь Чернышевского). Предусматривалось поступление воды самотеком для полива Александровского бульвара (ныне городской сад «Липки»). Трубы проложили на протяжении трех верст. Бассейны для воды были сооружены напротив кафедрального Александро-Невского собора.
Первый водопровод в Саратове построил В.В. Гришин. Весной 1844 года он занялся прокладкой деревянных труб от источников воды к Сенной площади (площадь возле Крытого рынка) и далее до Новособорной площади (площадь Чернышевского). Предусматривалось поступление воды самотеком для полива Александровского бульвара (парк Липки)
Город рос, воды гришинского водопровода не хватало, поэтому спустя 12 лет появились дополнительные деревянные водоводы из других источников Лысой горы. Вода шла из резервуаров, вмещавших до 70 тысяч ведер, по деревянным трубам к четырем основным площадям города, где были устроены бассейны — Театральной, Архангельской (ныне застроена, между Октябрьской и Вознесенской, Валовой и Челюскинцев улицами), Соборной и Сенной. Каждый из бассейнов вмещала 5 тысяч ведер воды.
К началу 70-х годов XIX века в Саратове было построено 28 бассейнов на 137 тысяч ведер чистой ключевой воды и 9 тысяч общественных колодцев. Однако и этого было недостаточно как для быстро растущего населения города, так и для нужд развивавшейся промышленности. Источники Лысой горы большего количества воды дать не могли. Кроме того, самотечный водопровод имел слабый напор воды, из-за этого нельзя было набрать ее в пожарные трубы. Необходим был новый, современного типа водопровод, который обеспечил бы развивающийся город водой. Но это совсем другая история.