Жители Саратова всегда любили праздники искусства, проходившие в городе, это, несомненно, связано с открытием в XIX веке большинства существующих ныне театров, цирков и музеев. Так, к примеру, большим событием в культурной жизни Саратова стало открытие в 1885 году художественного общедоступного Радищевского музея — первого такого типа в России. В основу музейного собрания были положены художественные коллекции, подаренные городу А.П. Боголюбовым, известным русским художником-маринистом, внуком А.Н. Радищева. Открытие музея повлияло на развитие интереса саратовцев к искусству: в 1888 году в Саратове появилось Общество любителей изящных искусств, а в 1897 году при Радищевском музее было открыто Боголюбовское рисовальное училище.
Театр
Саратовцам были не чужды и другие развлечения. Они с интересом смотрели на ярмарках и праздниках выступления «фигляров», как тогда называли бродячих шутов и жонглёров. С изумлением взирали зрители на дрессированных медведей.
В конце XVIII — начале XIX веков крупные помещики создают в своих имениях домашние оркестры, хоры и театры. На Хлебной площади было выстроено деревянное театральное здание, вмещавшее 300 зрителей – Городской театр. В 1810 году в нём начались представления, сначала по праздничным дням, затем 2-3 раза в неделю, а когда театр стал популярным, представления давались постоянно. Актёрская труппа состояла из крепостных, а позднее и вольнонаёмных артистов.
В репертуаре Городского театра были комедии И. Крылова и Д. Фонвизина, драмы М. Загоскина и С. Глинки, трагедия В. Озерова «Дмитрий Донской» и др. Музыкальные представления включали первую русскую оперУ «Анюта» М. Попова, «Мужья — женихи своих жён» Ж. Бюланта и многих других. После смерти Панчулидзева театр был перепродан И.К. Шеньяну, который сдал его в аренду антрепренеру Болеславскому.
Синематограф
Об открытии в Саратове в конце 1907 года «синематографа» под названием «Электробиоскоп» сообщил «Саратовский листок». Весь кинотеатр размещался в том помещении, что сейчас занимает правая сторона фойе (впоследствии кинотеатр «Гранд Мишель»). Зрительный зал был рассчитан на 75 мест. Первой картиной, показанной в Саратове, стал «Крик жизни».
Вслед за «Электробиоскопом» открывается «Модерн». Особенно много появилось в Саратове «синематографов», «тауматографов», «электротеатров» и других зачастую крохотных заведений в 1910—1912 годах. Они носили громкие названия: «Новая Эра», «Рояль! Вио», «Фурор», «Вулкан» и т. д.
Кинематографы устраивали везде: в подвалах («Модерн»), на втором этаже зданий («Колизей», «Мурава»). Их владельцами становились хлеботорговцы и скотопромышленники, зубные врачи и инженеры-путейцы, другие любители легкой наживы. Многие из них быстро прогорали, не выдерживая конкуренции с такими крупными кинопромышленниками, как Ханжонков, Савва, имевшими в Саратове не только свои прокатные конторы, но и дочерние кинотеатры: «Гранд Мишель» (так стал называться после пристройки зала «Электробиоскоп»), «Художественный» и «Зеркало жизни». Лучшим в Саратове кинематографом был «Художественный» (на месте нынешнего Дома книги). Он принадлежал кинопредпринимателю Савве.
Один из первых синематографов в Саратове под названием «Электробиоскоп» открылся в конце 1907 года (впоследствии кинотеатр «Гранд Мишель»). Зрительный зал был рассчитан на 75 мест. Первой картиной, показанной в Саратове, стал «Крик жизни»
Вначале демонстрировались только фильмы зарубежного производства, но начиная с 1908 года на экранах кинотеатров стали появляться отечественные киноленты, прежде всего видовые; «По Волге», «По Крыму», «В горах Кавказа» и другие. Они воспитывали любовь к родине, знакомили с красотами ее природы, имели большое культурно-просветительное значение.
Цирк
Из зрелищных заведений в Саратове и губернии работали приезжие цирки, но в 1873 году уроженцы Саратова братья Петр, Аким и Дмитрий Никитины создали труппу известных русских артистов и открыли первый в России русский цирк. На торговой Митрофаньевской площади в Саратове в 1876 году быпостроено деревянное круглое здание. Вывеска на сообщала: «Первый русский цирк братьев Акима и Петра Никитиных». Гастроли в Саратове прошлитак успсшно, что одна из газет писала:
«Жаль, что гг. Никитины пробудут здесь очень короткое время, говорят, числа до 20 июня; побудь они подолее, они не переставали бы интересовать публику, тем более, что это единственный в России русский цирк, директора которого наши же саратовцы...»
Наука и медицина Саратова XIX века