Саратов в XIX веке. Итоги

Саратов за весь XIX век сделал крупный технический, экономический и индустриальный прорыв. Крупным промышленным, транспортным, торговым и банковским центром Среднего и Нижнего Поволжья предстает Саратов к началу империалистической войны. Эта статья посвящена итогам, тому, каким стал город к концу XIX века.

Казеная палата Саратов

Саратов в XIX веке. Итоги

Население Саратова в начале XIX века быстро росло. Если в 1810 году в Саратове было 15 тысяч человек, то к 1830 году — уже почти 50 тысяч. В городе одновременно проживали более 12 тысяч помещиков и служилых дворян с прислугой, иногородних торговцев, государственных крестьян. Были среди жителей и оброчники. Они работали на постоялых дворах, в харчевнях, трактирах и гостиницах. К моменту первой всероссийской переписи в 1897 году в Саратове проживало 137 тысяч человек. В сравнении с 1872 годом население увеличилось почти в два раза. С ростом населения начали заселяться бывшие окраины города по ту и другую стороны от линии железной дороги у товарной станции. Рос город и в другом направлении — на Улеши. Возникший в 1898 году Волжский сталелитейный завод значился за городской чертой — в Саратовском уезде. Лишь с 1903 года эта территория вошла в пределы города. В районе завода Гантке (завод имени Ленина) возник поселок рабочих — Солдатская слободка.

Реформы 60-х годов открыли путь капиталистическому развитию России. Перемены коснулись и Саратова. Во второй половине столетия здесь создается крупная капиталистическая промышленность, появляются кадры рабочих, развивается культура. Фабричные гудки ранним утром звали на предприятия одних; другие трудились в кустарных мастерских, каких много было в Саратове.

Население Саратова в начале XIX века быстро росло. Если в 1810 году в Саратове было 15 тысяч человек, то к 1830 году — уже почти 50 тысяч

В Саратове появляется электричество, электротранспорт приходит на смену так называемым «конкам». Центральная часть Саратова в то время освещалась керосиновыми фонарями. К началу XX века на улицах города их было около 1600. Дума предполагала увеличить освещенность улиц, поставить фонари не только в центре. А с 1903 года в Саратове появились газовые фонари. Электрические дума ввести не решилась, так как стоимость их была больше. Это не значит, конечно, что исчезли керосиновые фонари. Их было много еще на улицах Саратова.

Саратов в конце XIX века был городом контрастов. На центральных улицах города выделялись каменные особняки богачей, снабженные электрическим освещением, телефоном, водопроводом и канализацией. В то же время в небольших деревянных домиках, в подвалах и полуподвалах жило большинство трудового населения города. Поселки Агафоновский, Очкинский, Солдатская слободка, районы Глебучева и Белоглинского оврагов, подножие Соколовой горы и другие места их обитания утопали в грязи, а с вечера погружались в темноту — фонарей там не было, так же как и водопроводных колонок.

Так жил многоликий город, где меньшинство наживалось на тяжелом труде большинства.

Губернское правление в Саратове

Эпидемии в Саратове

Зарождение городского транспорта в Саратове

Источники:

При написании статьи использовались следующие источники: 1. Казаков Б.И. и др. Страницы летописи Саратова/Б.И. Казаков, Г.Д. Казакова, Л.Н. Любомирова.-Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987.-136 с.: ил.,л. 2. История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. — Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2008. — 304 с. 3. Семенов В. В старину саратовскую. - Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1994.

Комментарии (2)

#12aleksey // 2012-10-05 21:14:07
Вы правы, практически ничего не изменилось.
совок в вт, 10/02/2012 - 13:24

ничего не изменилось с того времени

#11совок // 2012-10-02 13:24:18
ничего не изменилось с того времени

Добавить комментарий