Политические силы в начале XX столетия: Народники

Эта статья посвящена народникам и всему, что связывает их с нашим городом. Прочитав статью, Вы узнаете, кто такие народники, когда началось их движение и кто стоял во главе его.

Арест пропагандиста. Картина художника И. Е, Репина. 1880 — 1892.

Народники

Начало этому движению положили в 70-х годах XIX века так называемые «ходоки в народ». В мае 1874 года на средства народника П. И. Войнаральского в Саратове на Царицынской улице, 88, была открыта сапожная мастерская. В Саратов приехал сам П.И. Войнаральский и известные народники А.П. Кулябко, С.Ф. Ковалик и многие другие. Мастерская стала центром, объединявшим «ходоков в народ» поволжских губерний и местом брошюровки нелегальной литературы, присылаемой из типографии Мышкина в Москве.

31 мая 1874 года сапожная мастерская была раскрыта полицией и разгромлена. По всей России велись аресты. При аресте народников полиция обнаружила в Саратове первые произведения К. Маркса— «Капитал» и «Гражданскую войну во Франции». Несмотря на разгром мастерской, деятельность народников в Саратове не прекратилась. Здесь продолжали действовать два кружка сторонников П.Л. Лаврова, стоявшего за длительную пропаганду среди крестьян.

Вслед за «ходоками в народ» революционной пропагандой в Саратове и губернии занимались и землевольцы. В 1877 году здесь обосновались Г.В. Плеханов, А.О. Аптекман, С.А. Натансон, А.Д. Михайлов и другие народники. Здесь, в Саратове, они организовали Поволжский центр общества «Земля и воля». В следующем году их сменило поселение общества во главе с В.Н. Фигнер, в будущем членом исполнительного комитета «Народной воли».

В начале мае 1874 года на Царицынской улице в доме №88 была открыта сапожная мастерская. Эта мастерская стала центром, объединявшим «ходоков в народ» поволжских губерний и местом брошюровки нелегальной литературы, присылаемой из типографии Мышкина в Москве. 31 мая 1874 года сапожная мастерская была раскрыта полицией и разгромлена

Более решительную борьбу с самодержавием вело общество «Народная воля», члены которого перешли от мирной пропаганды к террору. Они ошибочно считали, что судьбу революции решит небольшая группа героических борцов, а не широкие народные массы. В Саратове это общество организовало летом 1880 года центральный кружок, который имел связи и вел работу среди учащейся молодежи, местной интеллигенции. Все эти кружки и группы были разгромлены полицией.

«Хождение в народ» не встретило в крестьянстве того отклика, на который рассчитывали народники. Из-за несостоятельных теории и тактики борьба народников с самодержавием с самого начала была обречена на полную неудачу.

Из уцелевших после ареста членов «Народной воли» летом 1892 года в Саратове был организован кружок «народоправцев». Они провели даже учредительный съезд и создали партию «Народное право». Это было шагом вперед. Но молодежь не увлекалась идеями «народоправцев». Одновременно с «народоправцами» в городе стали возникать нелегальные кружки самообразования. Так, известен кружок бывших семинаристов во главе с П.А. Горелиным.

На территории Саратовской губернии действовали местные организации РСДРП и партии эсеров. По признанию современников и участников этих двух партий: «в то время резкой грани между двумя группами не было».

Рабоче-крестьянские движения в начале XX века

Политические силы: Социал-демократы

Политические силы: Эсеры

Источники:

При написании статьи использовались следующие источники: 1. Казаков Б.И. и др. Страницы летописи Саратова/Б.И. Казаков, Г.Д. Казакова, Л.Н. Любомирова.-Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987.-136 с.: ил.,л. 2. История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. — Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2008. — 304 с. 3. Семенов В. В старину саратовскую. - Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1994. Рисунок: clow.ru (Арест пропагандиста. Картина художника И.Е. Репина)

Добавить комментарий