Олег Загумённов: Такой «Лысой певицы» не было ещё нигде и никогда

Ноябрьская афиша саратовского «Теремка» открывается премьерой – уже в воскресенье зрители увидят спектакль «Лысая певица» по пьесе знаменитого абсурдиста Эжена Ионеско. На этот раз своё мастерство на сцене театра продемонстрируют не артисты-кукольники, а студенты «музыкального» курса Театрального института СГК имени Л.В. Собинова.

О том, как начинающие актёры укрощали непростую драматургию Ионеско, об уникальной энергетике дипломных спектаклей, рассказал нам режиссёр-постановщик «Лысой певицы», преподаватель саратовской Консерватории Олег Загумённов.

– Олег Николаевич, работа над «Лысой певицей» – это Ваш первый опыт обращения к театральному авангарду? Почему выбор пал именно на эту пьесу?

– Я давно люблю это направление – театр абсурда – и обращаюсь к нему не впервые. Мне уже приходилось ставить спектакль по пьесе абсурдиста Славомира Мрожека «Полиция», и вот теперь я решил взяться за «Лысую певицу» Эжена Ионеско. Мне показалось, что именно этот материал может очень интересно «прозвучать» в синтезе с жанром оперетты, и для студентов музыкального курса нашего Театрального института он станет настоящей находкой. На самом деле все, кто хоть немного знаком с театром абсурда и творчеством Ионеско, очень удивляются, когда слышат, что мы взяли «Лысую певицу» – ведь это сложная высокоинтеллектуальная драматургия! Но главное понять – всё дело во взгляде, в том, чтобы найти ключ к этой «элитарной» пьесе, и тогда она раскроется, станет доступной для зрителя.

Ионеско даёт огромное поле для фантазии, в своём произведении он как бы оставляет много воздуха, много пространства, которое хочется чем-то заполнить – мы заполнили его музыкой, объединив таким образом жанры высокой абсурдистской драматургии и легкой, беззаботной, «примитивной» оперетты.

Музыкальной основой спектакля стали наиболее известные и любимые арии и дуэты из оперетт Имрэ Кальмана – в них нет глубоких тем, в них нет диалогов, нет многогранных характеров, всё на первый взгляд выпрямлено и в сочетании с Ионеско даёт очень интересную ноту, на мой взгляд. Должен получиться любопытный и необычный эксперимент.

– Но катарсиса ждать не стоит?

– Да, здесь катарсиса ждать не стоит. Мы всё делаем для того, чтобы этот спектакль воспринимался живо, чтобы он был ироничен, где-то более грустен, где-то воздушен, лёгок, чтобы в нём нашлось место гротесковому юмору, чтобы получилась этакая комедия дель арте, персонажи которой не похожи на тех людей, которые ходят рядом с нами по улицам, это характеры-маски, квинтэссенция определенных человеческих проявлений.

– Получилось ли у юных артистов справиться с таким непростым материалом? С чем возникали сложности?

– Сложности возникали в первую очередь в процессе освоения текста, который автором нарочно обессмыслен. Стоит вспомнить саму историю рождения этой пьесы. Ещё не будучи драматургом, Ионеско в первый раз пошёл в театр и посмотрел реалистичный бытовой спектакль, который привёл его в дикую ярость – и тогда он захотел каким-то образом противостоять этому, на его взгляд, фальшивому искусству и написал «Лысую певицу», где абсолютно обессмыслил слова и довёл до гротеска своих персонажей. И ребятам, которые всё-таки получают традиционную русскую школу актёрского мастерства, было на первом этапе очень сложно работать с этим материалом. Но если драматургическое произведение исходно талантливо, если оно посвящено человеку в целом, его можно «решить» и разгадать независимо от того, какую школу получили артисты или режиссёр. К тому же нам очень в этом смысле помог Кальман: когда появилось это особое настроение, эта отчасти балаганная музыка, и мы перестали искать логику в поступках персонажей, всё стало в большей степени похоже на жизнь в её самом абсурдном выражении. Смесь в этом спектакле настолько гремучая, что об этом очень нелегко говорить – нужно увидеть всё своими глазами.

– То есть в этой постановке студентам приходится быть одновременно и актёрами, и певцами?

– В первую очередь они стараются достаточно тонко существовать на сцене как драматические актёры – тонко и с юмором, а это очень сложно, потому что я в своей жизни видел не много артистов, обладающих природным чувством юмора. И очень трудно порой бывает это чувство юмора «достать» из актёра, потому что этого просто нет. Могу сказать, что у всех наших ребят чувство юмора, безусловно, присутствует, но работа была проделана большая. Итак, они существуют и как драматические актёры, и как вокалисты, потому что в спектакле очень много музыкального материала. Они существуют очень много в пластике, потому что невозможно петь арии Кальмана, стоя на месте. Значит, спектакль более чем насыщен хореографией. Но есть еще и четвёртая ипостась – все наши артисты на протяжении спектакля играют на музыкальных инструментах: на аккордеоне, домре, гитаре, флейте. Поэтому действие не стоит на месте, а всё время происходит какое-то движение – от танца к драматическим сценам, от драматических сцен к оркестровым гротескным музыкальным зарисовкам и так далее.

– Многие саратовские театралы, говоря о «Лысой певице», вспоминают постановку 2008 года, которая шла на сцене нашего ТЮЗа. Скажите, можно ли вообще сравнивать эти спектакли?

– К сожалению, не видел этот спектакль, но знаю, что его ставил итальянский режиссёр, показавший на сцене ТЮЗа действительно сложный интеллектуальный театр. И я понимаю, что два эти спектакля не просто кардинально разные – они на двух противоположных полюсах. Когда мы репетируем, мы периодически задаемся вопросом – а что бы вообще сказал драматург, глядя на этот балаган, который мы устраиваем на сцене? – и понимаем, что он, может быть, и не узнал бы своего произведения. Тем не менее, мы ничего не искажаем, мы не переписывали пьесу. На данном этапе сложно словами описать то, что мы вложили в этот спектакль, – нужно прийти и посмотреть его. Однозначно, что такой «Лысой певицы» не было ещё нигде и никогда. А у нас будет.

Кстати, в этой работе примет участие и Римма Ивановна Белякова – народная артистка России. Но о подробностях рассказывать не буду – пусть это останется интригой, но в день премьеры зрительный зал ждёт большой сюрприз.

– Как известно, студенческие спектакли живут очень недолго. Часто ли приходится сожалеть о том, что они так быстро исчезают с афиш?

– Я думаю, это боль большинства педагогов, которые выпускают дипломные спектакли, потому что в них вкладываешься гораздо в большей степени, чем вкладываешься в рядовую постановку в театре. Не потому что там халтуришь, а здесь нет. А потому что там чуть больше профессионализма в труппе и другие условия репетирования. Дипломные спектакли репетируются очень сложно, потому что театр может выделить самый минимум репетиционных точек, может предоставить минимум технических возможностей, поскольку все силы бросаются на спектакли текущего репертуара. Поэтому когда репетируешь дипломный спектакль, прилагаешь в несколько раз больше усилий. И когда спектакль рождается и живёт всего два или три месяца – здесь есть о чём жалеть. С другой стороны в этом можно найти свою прелесть – дипломные спектакли вспыхивают как яркие звёзды, и это происходит не из-за таланта постановщиков, а из-за новых лиц, которые приходят на сцену, из-за энергетики молодости, из-за пылкости, из-за отсутствия какой-то профессиональной чистоты исполнения – это пленяет зрителя по-настоящему. Поэтому такие спектакли всегда вызывают интерес у театральной публики. Наверное, так и должно быть.

«Лысая певица» – дипломный спектакль студентов 4-го курса Театрального института СГК имени Л.В. Собинова. Художественный руководитель курса – народная артистка России, профессор Римма Белякова.
Режиссёр-постановщик – Олег Загумённов.
В спектакле заняты артисты Виталий Дудник (Мистер Смит), Валерия Головкина (Миссис Смит), Евгений Рощин (Мистер Мартин), Анастасия Тараненко (Миссис Мартин), Дарья Доронина, Елена Корсунова (Мэри, служанка), Михаил Ярмольский (Капитан пожарной команды).
Музыкальный руководитель спектакля – Аркадий Шур, хореограф – Алексей Красотин, концертмейстер – Екатерина Степанидина.
Премьера состоится 2 ноября на сцене Саратовского театра кукол «Теремок». Начало в 18:00. Справки по тел.: 23-19-60.

Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях:

vk.com/sadservie

twitter.com/sadservie

instagram.com/sad_servie

Автор: Мария Аксанич

«Демон» или куклы 16+

«Тряпичная кукла» - детский спектакль для всей семьи

«Тряпичная кукла» или спектакль с человеческим сердцем

Добавить комментарий