26 ноября в Саратовском ТЮЗе стартовала десятая творческая лаборатория-фестиваль по современной драматургии «Четвертая высота». Это весьма необычный театральный проект, целью которого является создание «сырых эскизов» недавно написанных пьес. Получившиеся в итоге «эскизы» спектаклей показывают зрителю и попросят его проголосовать – какую работу стоит доводить «до ума» и превращать в полноценный спектакль, а какую «забыть, как страшный сон». На репетицию каждой пьесы даётся всего три дня! Сад Сервье будет рассказывать вам о каждом фестивальном дне и о некоторых спектаклях в отдельности.
Десятая лаборатория-фестиваль по современной драматургии «Четвертая высота». День четвертый.
Четвёртый фестивальный день оказался насыщен событиями. В этот день было показало два театральных «эксиза» и одна читка. В 11:00 в музее театра состаялась читка постановки Ярославы Пулинович «Хор Харона». А в 18:00 на Малая сцене Саратовского ТЮЗа состоялся показ спектакля Дебора Зои Лауфер «Последние дни» (Перевод Н. Беленицкой по подстрочнику А. Беленицкой). Режиссёр Рикардо Марин. К сожалению, мы не смогли попасть на эти два показа, посетили только спектакль «Море деревьев» (Любовь Стрижак), режиссера Артема Устинова.
Аокигахара («Равнина зелёных деревьев»); также известна как Дзюкай («Море деревьев») – лес у подножья горы Фудзи на японском острове Хонсю. Это место называют Лесом самоубийц. Изначально лес ассоциировался с японской мифологией и традиционно считался местом обитания демонов и призраков. На верхнем фото представлены заросли леса Аокигахара.
История начинается с игры подростков в вампиров в этом самом лесу. За жестокость и хулиганство трое оказываются в тюрьме, из которой вскоре сбегают в лес, подальше от своих родителей. И начинается новая игра «хочу полететь на луну».
В конце спектакля театральные критики разом заявили, что язык пьесы во многом пуст, не интересен, даже иногда не корректен. Очередная измусоленная история «отцов и детей». Множество классической литературы поднимает вопрос детей и родителей высокохудожественным языком, события, поступки, проблемы в ней актуальны так же в современности и более тщательно проработаны образы, как героев, так и художественного произведения, идеи глубже, мощнее и композиция пьесы составлена по всем законам драматургии. Для театра, который хочет поднять эту проблему нет смысла ставить более слабое произведение.
На спектакле так же присутствовали и школьники. Некоторые из
них сказали, что этот спектакль нужен. Что родители на самом деле не понимают
своих детей, а дети родителей. Это больная тема для подростков, о которой им
хочется говорить, смотреть, в которую им хочется погружаться.
Но может им понравилась пьеса, потому что более сильного и серьезного они не
читали еще. Ведь нельзя же любить то, чего еще не знаешь.
Единственное, что спасло эту пьесу от полного провала – это режиссура. Молодому режиссеру Артёму Устинову (выпускник режиссерского факультета мастерской С.В. Женовача, ГИТИС) выбирать пьесу не пришлось, ему её дал театр. За 3 дня он с актерами ТЮЗа сделал колоссальную работу. Вместе с художником Михаилом Гаврюшовым они создали на сцене образ тюрьмы. Как по деревьям подростки лазили по решеткам. Появляющиеся из люков на выдвижных планшетах родители, казались ужасно приземленными по сравнению с детьми, забравшимися на самый верх тюрьмы. Из образа заточения вырастало желание свободы. Ближе к концу спектакля в этой тюрьме оказался отец одного мальчика, который рассказывал другу его сына, как он сам в детстве сбежал из дома, построил дом на дереве, соорудил арбалет, стрелял в белок, хулиганил… Но теперь он абсолютно взаперти, т.к. не может объяснить ничего сыну, который сейчас совершает много непоправимых ошибок.
Эскиз спектакля проходил на планшете сцены и когда в финале задник поднялся в верх, мы увидели кресла зрительного зала в синем свете. А наши герои сидели в этом лесу из стульев и говорили, что своим детям они будут читать интересные книги, они вырастут умными, интересными людьми, они будут сажать деревья и будет «море деревьев»!
Таким был четвертый день десятой лаборатории-фестиваля по современной драматургии «Четвертая высота». Что ждёт посетителей в пятый день лаборатории «Четвертая высота»:
11:00 музей театра
(читка) Михаил Бартенев «Макарова месть»
14:00 планшет Большой
сцены
Тая Сапурина «Банка сахара» (16+)
Режиссёр: Алексей Логачев
18:00 «Отрочество» (пьеса Я. Пулинович по мотивам повестей
Л.Н. Толстого) (12+)
Режиссёр: Алексей Логачев
Читайте нас и следите за обновлениями в социальных сетях:
Лаборатория «Четвертая высота», 2014. Королева Лир