Саратов - соляные ворота России. Часть 3

Третья и последняя статья посвященная соляному промыслу Саратова. Здесь мы расскажем Вам какие города и слободки появились благодаря этому промыслу, кто брался за соляные подряды и как в дальнейшем развивалось соляное производство. Перейдя по ссылкам Вы сможете прочитать первую и вторую статью про соляной промысел Саратове.

Соляной промысел в Саратове

Саратов - соляные ворота России. Часть 3

Поток солевозчиков хлынул в Саратов. В город стали прибывать возчики и из дальних от Волги мест — в основном с Украины. В то время перевозка соли на волах была широко распространена на Украине. Чумаки, как их называли, имели большой опыт дальних перевозок, но материальное положение их было тяжелым. Желание иметь постоянный и верный заработок заставило чумаков приезжать на Волгу сначала на сезон, а затем, говоря современным языком, полностью перебазироваться на берега Волги. Они явились в Саратов в августе 1747 года и уже в сентябре доставили туда первый транспорт соли с Эльтона. Солевозчиками была основана слободка Покровская, сегодня это город Энгельс. Помимо нее на луговой стороне против Саратова появились Узморье, Квасинковка, Подгорное и другие слободы. Против Камышина также были основаны селения солевозчиков— Николаевская, Котовая.

Сразу просится вопрос: почему все эти слободы находились так близко к Саратову или Дмитриевску? Разве нельзя было вначале селиться возле самого Эльтона или на пути от него к Волге? Ответ прост: это было небезопасно из-за частых нападений калмыков, отгона ими лошадей. Уже к концу XVIII века на территории будущих уездов: Саратовского, Камышинского, Аткарского, Балашовского и Царицынского — существовало свыше ста украинских слобод, сел и хуторов, в которых проживали до четырех тысяч человек солевозчиков. Они имели до 20— 25 тысяч валовых и конных фур.

Для приемки и хранения привезенной с озера Эльтон соли, в Покровской слободе были построены огромные амбары. Они окружались рвом и валом, охранялись солдатами. Отсюда соль отправлялась судами вверх по Волге. Такие же запасные «магазины» были и в самом Саратове.

Из Саратова соль везли как гужевым транспортом, так и по Волге во многие места России. К выгодным подрядам на поставку соли потянулось купечество, а вслед за ним и дворянство. Выгодность подрядов заставляла купцов доставлять соль в самые отдаленные места «с перегрузкой на мелкие суда и доставкой соли от пристаней в пункты назначения гужевым транспортом». По Волге ходили, везя соль из Саратова до Нижнего Новгорода или Камского устья, 40 правительственных солевозных судов.

Саратовские купцы-рыбопромышленники раньше других взялись за соляные подряды. Документы указывают нам более 20 имен этих сильно разбогатевших на рыбе купцов. Каждый из них брал большие выгодные подряды на вывоз соли. Например, в 1757 году купец, И. Бабушкин обязался вывезти более 400 тысяч пудов соли в разные города, в том числе в Алатырь, Нижний Новгород и другие. Одновременно первостатейные купцы продолжают торговать рыбой, имеют рыбные ватаги в богатых водах Черного Яра и Астрахани.

С саратовскими купцами успешно конкурировали дворяне. Им не давали покоя умопомрачительные доходы, выколачиваемые купцами из соляного дела. Считая унизительным для своего достоинства самим заниматься этим, дворяне часто участвовали в соляных поставках через подставных лиц: своих дворовых, приказчиков, а иногда и через тех же подрядчиков-купцов.

Развитие соляной торговли в Саратове

Соляная торговля в Саратове развивалась быстрыми темпами. В конце XVIII века, несмотря на пожары, разорявшие город, разгром саратовской беднотой в 1774 году дворов первостатейных, в городе насчитывалось 27 вместительных соляных магазинов, в слободе Покровской 73. Крупнейшие саратовские купцы держали в зависимости, часто кабальной, большую часть трудового населения. У Саратова, как крупного центра соляной и рыбной торговли, начиная с весны и до поздней осени стояло такое количество судов, что ученому Лепехину в середине XVIII века они показались целым флотом.

Коммерческая деятельность Саратова в XVIII веке

Саратов: от военной крепости до торгового центра

Соляное производство. Часть 1

Соляное производство. Часть 2

Источники:

При написании статьи использовались следующие источники: 1. Казаков Б.И. и др. Страницы летописи Саратова/Б.И. Казаков, Г.Д. Казакова, Л.Н. Любомирова.-Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987.-136 с.: ил.,л. 2. История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. — Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2008. — 304 с. 3. Семенов В. В старину саратовскую. - Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1994.

Добавить комментарий