«Знатным» торговым центром был назван Саратов в «Географическом описании реки Волги» и «Географическом лексиконе» в конце 60-х – начале 70-х годов XVIII века. Об этом мы и будем рассказывать в данной статье. Разберемся в том, что же повлияло на расширение торговли в Саратове и сделало наш город одним из крупнейших городов Поволжья.
Социально-экономическое развитие Саратова в XVIII веке
Социально-экономическое развитие Саратова и Саратовского края в XVIII веке проходило очень бурно. Рыбный промысел, обслуживание речных и сухопутных перевозок, меновая торговля с калмыками, транзитная торговля восточными товарами, приносили большие доходы. Некоторые правительственные мероприятия также способствовали экономическому развитию города и его округи. Например, строительство Волго-Донского канала, задуманное Петром I, всем необходимым снабжалось через Саратов.
Проезжавшие через город путешественники отмечали крупное торговое значение города Саратова. Академик Паллас, указывая на причины экономического расцвета Саратова, писал в 1772 году:
«Великий привоз из Астрахани и из нижних стран вверх в губернии кожами, салом, рыбою, солью, и персидскими товарами, и сверху хлебом, дровами, каменною и древесною посудою нагруженных, к Астрахани плывущих судов, а также, особливо зимою, многих тысяч в неделю приходящих возов, которые соль и рыбу в сию губернию привозят, доставляют сему месту великое пропитание».
Давайте разберемся в том, что же так повлияло на расширение торговли в Саратове и сделало наш город одним из крупнейших городов Поволжья.
Во-первых, этому экономическому подъему способствовало устройство в 1718-1720 годах укрепленной Царицынской сторожевой линии, которая проходила от города Царицына на Волге до Паншина на Дону. В первую очередь эта сторожевая линия была сделана для предупреждения набегов ногайских и крымских татар. На укрепленной линии появились четыре земляные крепости, укрепленные рвами и валами. Для сторожевой службы было учреждено Волжское казачье войско, в котором насчитывалось более тысячи человек. В Волжском казачьем войске служили и саратовские городовые казаки, которые селились за Глебучевым оврагом. Позже местные казаки объединились в Саратовскую станицу со своим управлением.
Именно с созданием Царицынской сторожевой линии Саратов утратил свое значение как военная крепость, он стал постепенно преобразовываться в волжский торговый центр. Жителям тесно становилось в небольшой крепости, и город «перешагнул» через вал. Разрушение вала происходило постепенно. Первыми за крепостной вал переселились кирпичные сараи и их владельцы. Несколько позже, в 1751 году, при воеводе Казаринове был завален ров у Царицынских ворот и напротив Горной слободки солдат. Разрушение земляных укреплений продолжалось и в последующие годы, одновременно шло переселение жителей за черту города. Так, мясной ряд, находившийся недалеко от судовой пристани, метрах в двухстах от Волги, был устроен «на степи, за валом, за Московскими проезжими вороты, близ кузнечного ряду, в самом неудобном и безводном месте». За два последующих десятилетия вал и ров были уничтожены, а жители получили право селиться за чертой первоначального города.
После создания Царицынской сторожевой линии Саратов утратил свое значение как военная крепость. Он стал постепенно преобразовываться в волжский торговый центр
Вторая причина была в том, что в 1700 году саратовские жители получили от государства более 300 тысяч десятин земли, которая первоначально использовалась в основном для нужд скотоводства, т. к. до устройства Царицынской укреплённой линии «при Царицыне и Саратове городах ничего в полях и степях сеять за опасением внезапных приходов не смели».
В конце первой четверти XVIII века на этих землях стали выращиваться зерновые и огородные культуры. В начале 1720-х годов была предпринята попытка разведения виноградников под Саратовом, но этот эксперимент оказался неудачным.
В первые десятилетия XVIII века Поместный приказ, а затем Вотчинная коллегия сделали несколько массовых отводов земель дворянам в междуречье Хопра и Медведицы и по другим рекам края. Среди новых землевладельцев оказались городские дворяне, помещики, чиновники центральных и местных учреждений. Особенностью пожалований Петровского времени в Саратовском крае являлось то, что земельные отводы были сравнительно невелики — от 25 до 300 четвертей. Четверть – земельная мера, равная примерно 0,5 га, давались она без крестьян, которых необходимо было переводить из других имений.
Третьей, и, наверное, главной причиной быстрого подъема экономики Саратова в XVII веке, было его хорошее географическое местоположение. Ведь Саратов находился на главной торговой магистрали России — реке Волге. Через Саратов проходили также и сухопутные торговые пути.