Развитие Саратова в начале XX века

Перед Вами первая статья из раздела «Саратов в XX веке». В этой статье мы расскажем Вам о развитие нашего города в начале XX века, какая территория относилась к Саратовской губернии и какова была численность населения. Кроме того мы затронем вопросы сельского хозяйства и промышенности, торговли и транспорта Саратова.

Развитие Саратова в начале XX века

Территория Саратовской губернии

В конце XIX — начале XX веков Саратовская губерния занимала 13-е место по площади среди губерний европейской части России. Она состояла из 10 уездов. Северную часть Саратовской губернии составляли Хвалынский, Вольский, Кузнецкий, Петровский и Сердобский уезды, сравнительно небольшие по площади. В центральную группу входили многоземельные Саратовский, Балашовский и самый обширный в губернии — Аткарский уезд. На юге губернии находились вытянувшиеся вдоль Волги Камышинский и Царицынский уезды. По данным 1913 года, в Саратовской губернии было 293 волости.

По своим размерам Саратовский край был вполне сопоставим с рядом европейских государств: он превосходил Данию, Грецию, Бельгию, Швейцарию и некоторые другие страны.

Население Саратова и губернии

Население Саратовской губернии в начале XX века значительно выросло. Если 1892 году в ней проживало 2,4 млн жителей, то в 1913 году — около 3,3 млн. Но все же, по плотности населения губерния не относилась к числу наиболее заселённых. Наивысшая плотность населения была в северных уездах, наименьшая — в Заволжье.

По данным 1913 года, сельское население края составляло 82% жителей губернии. Во всех уездах Саратовской губернии преобладало русское население. Второй по численности этнической группой были поволжские немцы — 6,9% всего населения.

Как и во все предшествующие исторические периоды, все население делилось по сословному признаку. Так, например, в 1913 году духовенство и дворяне составляли соответственно 0,5% и 0,4% населения губернии, крестьяне — 73,2% , мещане — 8,6%.

В 1913 году духовенство и дворяне составляли соответственно 0,5% и 0,4% от общего населения Саратовской губернии, крестьяне — 73,2% , мещане — 8,6%

В начальный период XX века период быстро возрастает подвижность населения, особенно сельского. С конца XIX века росла эмиграция из Поволжья в Сибирь и некоторые другие регионы и даже страны.

Перепись населения в 1897 году констатировала, что только 40% жителей Саратова родились в этом городе, а остальные 60% появились в нём, переселившись из уездов и других губерний страны. В 1897 году в городе проживали 137 тысяч человек. По числу жителей Саратов был третьим городом России (в её современных границах) и крупнейшим городом Поволжья. В 1913 году население Саратова составляло уже около 242 тыс. человек. За ним по количеству жителей следовали Царицын (132 тысяч) и Вольск (более 40 тысяч).

Сельское хозяйство Саратовской губернии

В начале XX века сельское хозяйство продолжало играть ведущую роль в экономике края. Земледелие оставалось в основном экстенсивным. По темпам роста запашки Саратовская губерния занимала второе место в Поволжье, после Самарской губернии.

Сеятель в Саратовской губернии

Основной зерновой культурой края из-за устойчивого спроса на рынке была пшеница. В Заволжье под её посевами было занято 70-80% посевов. На втором месте была рожь. Накануне Первой мировой войны Самарская, Саратовская и Симбирская губернии давали 10% от всего валового сбора зерна. В то время Поволжье называли «зерновой фабрикой» России.

Урожайность основных зерновых культур — пшеницы и ржи — оставалась низкой. Например, средний урожай пшеницы в 1909-1913 годах в Саратовской губернии составлял на частных землях 52 пуда с десятины, а на крестьянской общинной — 41 пуд.

У подавляющего большинства крестьян средств на обзаведение современными пахотными орудиями и другой сельскохозяйственной техникой не было. Они по-прежнему, как и сто лет назад, на своих полях использовали одноконную соху и деревянную борону. Посев шёл «от руки», а уборка — косами и серпами.

Торговое значение сохраняли посевы подсолнечника. На нём основывалась маслобойная промышленность края. Немецкие крестьяне продолжали выращивать табак для местной табачной промышленности.

Промышленность Саратова

Промышленность Саратовского края по-прежнему была ориентирована на переработку сельскохозяйственного сырья - на её долю приходилось 85% общей суммы производства, а занято было свыше 75% рабочих.

Саратов оставался крупнейшим центром мукомолья всего Поволжья. Его 16 мельниц выдавали ежесуточно 59 тыс. пудов муки, тогда как 13 мельниц Самары — 45 тыс.

Паровая мельница торгового дома И.Э.Борель Саратов

Саратовская губерния являлась также одним из центров винокуренного производства. В 1904 году на Саратов приходилось 45% производства водки и спирта во всей губернии. Здесь концентрировалось и производство растительного масла. В городе также располагались известнейшие в Поволжье табачные фабрики З.Я. Левковича и К.А. Штафа. Производство табака на них в 1911 году составило 1,2 млн рублей.

В Саратовской губернии также развивалось и мелкотоварное производство. Количество работников, занятых в мелкой промышленности Саратовского уезда, с конца XIX века до 1913 года выросло на 56%. В Саратовском и некоторых других уездах крестьяне занимались выделкой кож, изготовлением сбруи, ремней, рукавиц и прочих необходимых в хозяйстве кожаных изделий, валяли из шерсти валенки.

Торговля

В Саратовском крае насчитывалось до 50 известных в стране центров хлебной торговли. В 1904-1907 годах с саратовских пристаней по Волге вывозилось ежегодно свыше 7 млн пудов пшеничной и по 700 тыс. пудов ржаной муки. Из отправляемых по железной дороге из Саратова грузов почти 14% составляла мука.

Из продовольственных продуктов занимала в торговом обороте соль, которая поступала по Волге из Астраханской губернии. Большую роль в саратовской торговле играло подсолнечное масло. Только водным путем отправлялось ежегодно 150-200 тыс. пудов этого продукта.

Саратов традиционно торговал рыбой, которая доставлялась из Астрахани, а позднее из Уральска и Ростова-на-Дону. 80% привоза составляла частиковая рыба (лещ, судак, сазан и др.) и сельдь. В 1910 году ввоз рыбы достиг 1,5 млн пудов.

В связи с развитием в Саратове и губернии металлообрабатывающей промышленности увеличились поставки железа. Выросли объёмы торговли нефтепродуктами. В Саратов поставлялось в среднем до 20 млн. пудов мазута и керосина. В город привозили до 600 вагонов угля из Донбасса.

Транспорт

Общество Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД), правление которого разместилось в Петербурге, а управление дорогой — в Саратове, в конце XIX — начале XX века построило ряд новых линий, проходивших по губернии: Тамбов — Камышин, Аткарск — Вольск, Покровск — Уральск, Саратов — Астрахань, Урбах — Александров Гай и др.

Накануне революции РУЖД была самой протяжённой железной дорогой. Её длина составляла 4377 верст, в том числе 1260 в Саратовской губернии. РУЖД обслуживала 12 губерний и область Уральского казачьего войска, простиралась от Уральска до Смоленска и от Астрахани до Москвы. Движение через Волгу летом обеспечивалось при помощи пароходов (паромов), зимой — по рельсам, уложенным на лёд.

К 1915 году парк паровозов РУЖД по сравнению с концом XIX века увеличился в 3 раза, количество вагонов — в 4, а товарных — в 6 раз. На железной дороге работало до 55 тыс. человек. РУЖД оказала огромное влияние на развитие городов и станций, через которые она проходила, на расширение внутреннего рынка.

Пассажирский вокзал в Саратове

Перевозки по Волге осуществляли такие крупные компании, как «Кавказ и Меркурий», «По Волге», «Самолёт», «Русь», «Купеческое пароходство по Волге» и др. Конкуренция заставляла пароходчиков договариваться между собой или объединяться. Между крупными компаниями был достигнут, в частности, договор о единых ценах на перевозку грузов и пассажиров. В 1914 году «Купеческое пароходство» было преобразовано в «Акционерное общество Волжско-Камского коммерческого пароходства». Теперь его флот насчитывал до 40 пароходов.

Открылись рейсы от Астрахани до Нижнего Новгорода, новые линии по рекам Каме и Оке. Совместно с обществом «Самолёт» продолжались рейсы по ранее созданной товаро-пассажирской линии у побережья Каспийского моря.

С 1907 года на Волге появились первые теплоходы. В Саратове в Затоне были созданы верфи А.В. Бари, на которых под руководством талантливого инженера В.Г. Шухова строились крупные стальные наливные баржи. Саратовская губерния занимала второе место в грузообороте волжского бассейна. На неё приходилось свыше 27% грузов.

В 1908 году было открыто трамвайное движение в Саратове.

Общественная жизнь в Саратовской губернии в 1907-1909 годах

Становление Советской власти в Саратове

Развитие Саратова во второй половине XX века

Источники:

При написании статьи использовались следующие источники: 1. Казаков Б.И. и др. Страницы летописи Саратова/Б.И. Казаков, Г.Д. Казакова, Л.Н. Любомирова.-Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987.-136 с.: ил.,л. 2. История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. — Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2008. — 304 с. 3. Семенов В. В старину саратовскую. - Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1994.

Комментарии (1)

#152Антон // 2015-04-28 20:48:10
Очень помогло! Спасибо!

Добавить комментарий