К концу войны оборудование большинства заводов было изношено и нуждалось в ремонте или обновлении. До минимума сократилось производство товаров народного потребления, пришло в упадок сельское хозяйство. Число тракторов уменьшилось на 47,4%, посевные площади сократились на 36,4% , поголовье крупного рогатого скота — на 30%. Особенно тяжёлым было положение в районах бывшей АССР немцев Поволжья, где более 40% посевных площадей не обрабатывалось.
К восстановлению народного хозяйства в области приступили уже в конце войны, когда были устранены последствия бомбардировок. Однако центральной задачей оно стало лишь после окончания войны.
Промышленность послевоенного Саратова
Промышленность Саратовской области со временем стала переходить на выпуск гражданской продукции. Уже в 1946 году из 20 саратовских машиностроительных заводов только 4 продолжали в полном объёме изготовлять военную продукцию. В 1950 год на заводы и фабрики области пришло более 30 тысяч молодых рабочих различных специальностей.
На подсобных работах в строительстве и промышленности использовался труд военнопленных, численность которых достигала 10 тысяч человек. В производство стали внедряться новые станки, в основном полученные по репарации из Германии.
В результате в 1950 году объём валовой промышленной продукции в Саратовской области вырос на 44% по сравнению с 1945 годом и более чем в 2 раза превысил довоенный уровень. Были освоены новые виды продукции: буровой инструмент, передвижные электростанции, электропечи, новые типы металлорежущих станков, сверхточные подшипники и т.д.
В 1950 году объём валовой промышленной продукции в Саратовской области вырос на 44% по сравнению с 1945 годом и более чем в 2 раза превысил довоенный уровень
Значимым событием в развитии промышленности не только Саратова, но и области стал переход в 1946 году завода им. М.С. Урицкого на производство троллейбусов. Уже в 1952 году в Саратове был открыт первый троллейбусный маршрут от вокзала до площади Революции.
Бурное развитие получает топливная промышленность, создаются Елшанско-Курдюмская контора по добыче нефти, а также объединение «Саратовнефть». Открытие новых месторождений газа (Татищевский, Аткарский, Саратовский, Перелюбский, Советский районы), завершение в июне 1946 года строительства газопровода Саратов — Москва позволили увеличить объём газодобычи к 1950 году до 5,3 млрд кубометров газа.
Сельское хозяйство послевоенного Саратова
Сделав ставку на первоочередное развитие тяжёлой индустрии, правительство смотрело на деревню как на важнейший источник сырья, рабочих рук и хлеба, что в значительной степени замедляло восстановление аграрного сектора.
В Саратовской области довоенный уровень механизации основных полевых работ был достигнут лишь к концу 1951 года. Только к началу 1952 года удалось восстановить довоенную численность коров, свиней, коз и овец.