Перед Вами вторая статья из серии статей посвященных культуре Саратова в XX века. Здесь Вы узнаете, какими были музыка и литература в Саратове в XX веке.
Музыка
Музыкально-просветительская концертная деятельность в Саратове в начале века и особенно в 1906-1917 годах стала интенсивнее и насыщеннее.
Саратовское отделение Русского музыкального общества с просветительской целью организовывало симфонические концерты, проводило камерные вечера. В них принимали участие выдающиеся отечественные дирижёры, музыканты, певцы.
Только в 1912-1917 годах в Саратове состоялось 18 симфонических концертов и 48 камерных собраний. В целях популяризации музыки при Обществе народных университетов была создана музыкальная секция, а в конце 1916 года по инициативе профессора Л.И. Рудольфа организуется народная консерватория с хоровым классом и классом элементарной теории музыки.
Литература
На рубеже ХIХ-ХХ веков в литературе существовали разные направления. В эти годы в Саратов приезжали К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб и другие представители символизма. В городе выступали эгофутурист Игорь Северянин, кубофутуристы Д.Д. Бурлюк и В.В. Маяковский. Представителем акмеизма стал поэт М.А. Кузьмин, прозванный «королём эстетов», автор сборников «Сети», «Осенние озёра» и другие.
Критический реализм был представлен в произведениях многих писателей. Так, в местных газетах публиковались рассказы, очерки, театральные рецензии И.А. Салова, уроженца Балашовского уезда. Многие из его произведений, в которых показана российская действительность, нищета и бесправие трудового крестьянства, написаны на местном материале.
А.Н. Толстой, уроженец Николаевска, на основе заволжских наблюдений написал повести «Неделя в Туреневе», «Петушок», «Мишука Налымов» («Заволжье)», «Детство Никиты» и роман «Чудаки». Л.И. Гумилевский, уроженец Аткарска, на саратовском материале написал рассказ «Млечный путь», повести «Братья», «Чёрный Яр» и некоторые другие.
В 1913 году началась литературная деятельность П.В. Орешина, уроженца Саратова, представителя деревенского направления. После Октябрьской революции были подготовлены и изданы в Саратове три его поэтических сборника. В творчестве поэта есть стихи, связанные с родными местами: «На Волге», «Зори», «Квасок» и т.д.
В 1946-1953 годах творчество советских писателей подверглось резкой критике со стороны властей, расценивших появившийся в послевоенном советском обществе интерес к западным культурным ценностям как преклонение перед Западом и забвение достижений советской науки и культуры. В Саратове в аполитизме, безыдейности, пропаганде буржуазной морали и анти художественности были обвинены произведения М. Кантовского, Б. Озёрного, В. Тимохина, А. Матвеенко, Ю. Чепурина, а также рецензии на пьесы местных писателей.
В годы «хрущёвской оттепели» саратовские писатели стремились к «искренности в литературе». Представителями этого поколения были поэты Н. Благов, И. Тобольский; писатели Н. Шундик, Г. Коновалов, А. Вольф, Г. Боровиков. В 1960-1970-е годах в произведениях Е. Рязановой, И. Корнилова, В. Казакова, В. Сафронова, В. Битюкова, В. Мухиной-Петринской и других затрагивались военная, экологическая тематика, детская и подростковая тема, изображались жители небольших заволжских степных районных городков, присутствовал интерес к историческому прошлому страны и Саратовского края. Существовали в Саратовской области и диссидентские течения, представленные рядом так называемых «квартирных» кружков.
Культура Саратова в 20-30-е года XX века
Образование и наука Саратова в XX веке