Перед Вами четвертая и последняя статья из серии статей посвященных культуре Саратова в XX века. Здесь Вы узнаете, какая архитектура была свойственна Саратову в XX веке.
Архитектура Саратова в XX веке
В начале XX века архитектура Саратова переживает короткий расцвет, связанный со стилем модерн, появление которого было вызвано созданием новых материалов, в частности железобетона. Элементы модерна проникли в оформление общественных, торговых, промышленных зданий.
В начале прошлого века в Саратове работали архитекторы П.М. Зыбин, С.А. Каллистратов, В.А. Люкшин и др. В архитектуре города широко представлены созданные ими здания.
П.М. Зыбин является автором зданий городского общественного банка, расположенного на Театральной площади, 13 — сегодня это городской Дворец творчества юных, с ярко выраженными чертами неоклассицизма — одного из архитектурных течений модерна. Другим хорошим примером работ Зыбина является всем известная храм-часовня «Утоли моя печали».
Детищем С.А. Каллистратова стала консерватория. Он перестроил дом музыкального училища, придав ему вид готического сооружения. Такой приём в архитектуре получил название неоготики. Здание консерватории стало одним из символов Саратова.
К произведениям архитектуры следует отнести ансамбль университетских зданий в неоклассическом стиле на улице Астраханской, 83, автором которого является К.Л. Мюфке. По его проектам построен и клинический городок университета - 3-я городская больница, на улице Б. Садовая.
Появление в городе новых учреждений, банков, промышленных предприятий требовало нового жилья для служащих. Начинается строительство доходных домов с почти одинаковыми квартирами, в которых нет парадных комнат, анфилады гостиных. Все квартиры объединены одной лестницей с общим входом. Наиболее выразительны доходные дома Пташкина, Яхимовича, Ананьина.
Архитектор С.А. Каллистратов перестроил дом музыкального училища, придав ему вид готического сооружения. Такой приём в архитектуре получил название неоготики. Теперь здание Саратовской Консерватории стало одним из символов Саратова
Поиски нового коснулись и торговых зданий. В 1914-1916 годах В.А. Люкшин выстроил по собственному проекту здание Крытого рынка. До сего времени рынок является одним из лучших зданий подобного типа.
Таким образом, в начале XX века сложился новый облик Саратова. По понятиям того времени, он считался городом благоустроенным, который в путеводителях именовали «столицей Поволжья».
Искусство Саратова в XX веке
Значительную роль в культурной жизни Саратова играл Радищевский художественный музей. С его участием, а также при содействии Саратовского общества любителей изящных искусств в начале века заметно оживилась выставочная Деятельность. Ряд саратовских художников получил широкую известность.
Во второй половине 1950-х — первой половине 1980-х годов Саратовское областное отделение Союза советских художников находилось на подъёме: в Радищевском музее часто устраивались специализированные выставки Н. Архангельского, Б. Боброва, И. Щеглова, П. Ершова, Г. Мельникова, А. Скворцова, Ф. Русецкого, В. Солянова, М. Аржаиова.
В 1970-е года эстетические рамки официального искусства стали размываться, в саратовском художественном пространстве утверждаются лирико-иронические городские пейзажи. Особенно значимым и представительным было участие саратовских художников на республиканских, зональных выставках в Волгограде, Казани, Москве. В канун 40-летия Победы саратовские живописцы приняли участие в выставке, проходившей в Чехословакии.
Культура Саратова в 20-30-е года XX века
Образование и наука Саратова в XX веке