Саратов - столица Поволжья: Маслобойное производство

Вторым по значимости производством в Саратове была переработка подсолнечника. Сначала, до проведения линии железной дороги, маслобойное производство имело лишь местное значение, а уже спустя несколько лет Саратов стал одним из крупных поставщиков масла и жмыха на рынки России и за границу. Маслобойное производство - об этом речь пойдет в данной статье.

Маслобойный завод

Маслобойное производство

В 80-е годы XIX века в Саратове были 42 предприятия по переработке подсолнечных семян, из которых только 2 — паровых — Виноградова и Кронблоха. Остальные заводы работали на конной или человеческой тяге. Спустя пятнадцать лет не выдержали конкуренции и закрылись большинство предприятий.

К 1900 году в Саратове существовало 19 маслозаводов, которые вырабатывали масла и жмыха - на 10 миллионов рублей. Эта сумма в два раза больше той, что давали 27 предприятий в 1893 году. Такая динамика роста производительности обусловлена тем, что большинство действовавших предприятий поставили новое оборудование и увеличили число работающих. Для примера рассмотрим следующие цифры: в 1893 году на маслобойных заводах Саратова действовали 142 пресса, из них 127 были сделаны на предприятиях города и 13 — американского производства. Изготовляли прессы в Саратове металлообрабатывающие заводы Чирихиной, Колесникова и Беринга. Замена местных прессов более производительными англо-американскими позволила выпускать гораздо больше продукции. На предприятиях устанавливались дизельные двигатели, топливом для которых служила нефть. Лузга — отходы переработки подсолнечника — также использовалась в топках паровых установок маслобойных заводов.

В первом десятилетии XX века в Саратове действовали 11 предприятий, перерабатывающих в сутки 466 тонн подсолнечника. Самыми крупными заводчиками вплоть до 1917 года были Шумилин, Калашников и Ляхов. Они во многом определяли цены в этой отрасли, так как закупали семена подсолнечника по более низким ценам. Завод Шумилина, построенный на Астраханской улице, был оснащен 13 американскими прессами с самыми мощными двигателями и в сутки перерабатывал 66 тонн семян подсолнечника. Калашников имел два предприятия на Железнодорожной улице, суточная производительность которых составляла 108 тонн. Завод Ляхова немногим уступал по производительности предприятию Калашникова. Он перерабатывал в сутки 50 тонн семян.

В 80-е годы XIX века в Саратове были 42 предприятия по переработке подсолнечных семян, из которых только 2 — паровых, Виноградова и Кронблоха. Остальные заводы работали на конной или человеческой тяге. К 1900 году в Саратове осталось всего 19 маслозаводов

Работали маслобойные заводы, как правило, 6—7 месяцев в году. Рабочие были в основном неквалифицированные: там трудились крестьяне в свободное от полевых работ время. В исключительных случаях некоторые заводы (Шумилина, Калашниковых, Лузгина) удлиняли срок работы до 10—11 месяцев, нанимая бедноту из городских ночлежек, где жили свыше 900 человек. Обследование городских ночлежных домов в 1903 году показало, что 60 процентов ночлежников—крестьяне, приходившие в город, спасаясь от нужды.

Заключение

В начале XX века у владельцев маслобойных заводов появляются общежития, которые, как отмечали санитарные врачи, по уровню жизни были точной копией ночлежек: те же нары, где спали посменно, та же антисанитария. Рабочие маслозаводов и мельниц, забитые и бесправные, были самым отсталым в политическом отношении отрядом Саратовского рабочего класса.

Железная дорога в Саратове XIX века

Производство зерна в Саратове XIX века

Табачное производство в Саратове XIX века

Тяжелая промышленность в Саратове XIX века

Транспорт Саратова в XIX веке

Источники:

При написании статьи использовались следующие источники: 1. Казаков Б.И. и др. Страницы летописи Саратова/Б.И. Казаков, Г.Д. Казакова, Л.Н. Любомирова.-Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987.-136 с.: ил.,л. 2. История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. — Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2008. — 304 с. 3. Семенов В. В старину саратовскую. - Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1994. Фото: solpro.ru

Добавить комментарий