Металлообрабатывающая и чугунолитейная промышленность Саратова занимала ведущее место, как по общей сумме производства, так и по значимости продукции для рынков вне Саратовской губернии. Прочитав эту статью, Вы узнаете, что способствовало промышленному подъему Саратова конца XIX века, какие заводы работали в то время, и как все испортил кризис 1900-1903 годов.
Тяжелая промышленность в Саратове
Во время промышленного подъема 90-х годов XIX века, вызванного в том числе усиленьем железнодорожного строительства и развитием внутреннего рынка в Саратовской губернии, в Саратове и Царицыне были построены крупные предприятия тяжелой промышленности. За это время количество предприятий металлообрабатывающей, чугунолитейной промышленности увеличилось почти вдвое, а число рабочих — в 9 раз. Почти в два раза вырос объем производства в Саратовских железнодорожных мастерских.
Завод О.Э. Беринга, возникший в 1887 году, с числом работающих до 400 человек, перешел к изготовлению нефтяных двигателей. Они находили сбыт, как в Саратовской губернии, так и на рынках Сибири и Кавказа. В 1899 году возникает гвоздильный и проволочный завод Гантке. Его продукция также шла на рынки Саратовской губернии и за ее пределы. Крупнейшим предприятием Саратова был Волжский сталелитейный завод, основанный в 1898 года, на котором в год его основания число рабочих достигало двух тысяч человек. В начале XX века два из этих предприятий входили в состав монополистических объединений, а завод О.Э. Беринга также был связан с иностранным капиталом.
За время промышленного подъема 90-х годов XIX века, вызванного в том числе усиленьем железнодорожного строительства и развитием внутреннего рынка в Саратовской губернии, количество предприятий металлообрабатывающей и чугунолитейной промышленности увеличилось почти вдвое, а число рабочих — в 9 раз
Но все испортил кризис 1900-1903 годов, в результате которого особенно пострадали предприятия металлургической и металлообрабатывающей промышленности — сокращалось производство, увольнялись рабочие. В 1906 году был закрыт Волжский сталелитейный завод.
Потребность торгового флота в металлических баржах разной грузоподъемности для перевозки сырой нефти, бензина, керосина и мазута вызвала к жизни постройку в Саратове судостроительного завода (ныне судоремонтный завод) — филиала технической строительной конторы Бари в Москве. На предприятии по проектам и под руководством талантливого инженера и ученого В.Г. Шухова было построено немало металлических клепаных барж. Это были первые в России металлические нефтеналивные суда. Самое крупное из них вмещало до 12 тысяч тонн нефти. Баржи были последним словом строительной техники того времени. С их постройкой стоимость перевозки нефти сразу снизилась в четыре раза. В это же время в Саратове были построены нефтяная база братьев Нобель и небольшой нефтеперерабатывающий завод.
Заключение
Возникновение и развитие в конце XIX — начале XX века предприятий тяжелой промышленности увеличили спрос на квалифицированную рабочую силу. В Саратове стали создаваться кадры промышленного пролетариата. В 1901 году число рабочих составляло 13280 человек. Положение их было тяжелым: рабочий дань достигал 13—14 часов в сутки, отсутствовала элементарная охрана труда, станки не имели ограждений, поэтому частыми были случаи потери трудоспособности и даже смерти. Администрация всегда имела возможность доказать, что несчастные случаи — результат неосмотрительности самого рабочего. Обычным явлением на предприятиях города были штрафы.
Железная дорога в Саратове XIX века
Производство зерна в Саратове XIX века
Маслобойное производство в Саратове XIX века