Саратов - столица Поволжья: Железная дорога

Перед Вами первая статья из серии Саратов - столица Поволжья. Здесь вы узнаете когда появилась железная дорога в Саратове, как впоследствии развивалась Саратовская губерния и какое место она занимала по движении грузов, по железной дороге, среди всех губерний Среднего и Нижнего Поволжья.

Пассажирский вокзал в Саратове

Железная дорога в Саратовской губернии

Саратов и Саратовскую губернию в конце XIX века ждало интенсивное промышленное развитие, на которое огромное влияние оказала железная дорога. Она дала широкий выход на внутренний и внешний рынок саратовского экспорта: зерно и мука, подсолнечное масло и жмых, и другим продуктам переработки сельскохозяйственного сырья.

Важным для Саратова стал 1871 год, когда город был соединен Тамбово-Саратовской железной дорогой с Москвой и Петербургом (впоследствии Рязано-Уральская железная дорога). После этого события в Саратове стали создаваться депо и железнодорожные мастерские. Вначале в них было совсем мало рабочих, и даже спустя 20 лет там работало всего 300 человек. Железнодорожный «бум» начался в последние года XIX века. Так, к примеру, в 1900 году в мастерских трудилось уже более трех тысяч человек. Работа была тяжелой с ужасными условиями труда.

В статье о железнодорожных мастерских Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД) в газете «Саратовский вестник» было написано:

«Мастерские эти представляют собой несколько громадных, плохо освещенных, еще хуже отапливаемых и невозможно плохо крытых сараев, разделенных на 4-е отделения... Особенно в плохих условиях находятся кузнечные и токарные отделения. В дождь там все станки, вместе, с занятыми у них рабочими, обильно поливаются сквозь дырявую крышу...»

Изначально в Саратове построили станцию Саратов I, чуть позже Саратов II, ну а дальше развитие железнодорожной сети города стала интенсивно расширяться. От станции Саратов II линия железной дороги вела к Волге, вдоль которой существовали несколько станций: Ильинская (в районе Ильинской площади), Весенняя (от нее начиналась улица Никольская— Радищева), станция Улеши, и Нефтяная (в районе Увека). Лишь одна из них — Весенняя — действовала с весны до зимы, остальные три работали круглогодично. Непрерывным потоком поступали с них мука, пиломатериалы и нефтепродукты.

Железнодорожная станция Увек

Так создавалась непрерывная цепь: по Волге из далеких и часто глухих мест к Саратову шли грузы, их перевозка стоила совсем дешево. Часть товаров прямо с реки перегружалась, в вагоны, и отправлялась на станции губернии и за ее пределы. Зерно, подсолнечные семена, часть леса перерабатывались на паровых мельницах, маслобойных и лесопильных заводах и отправлялись к рынкам сбыта: в Москву, Петербург, Ригу и за границу.

Постепенно район товарной станции стал большим и сложным хозяйством с депо и мастерскими, пакгаузами и складами, элеватором. 60 разных путей пролегали по ее территории. Около товарной станции выросли поселки, житёли которых работали на железной дороге и жили в жалких домишках. Поселки называли Агафоновским и Очкинским (ныне Первомайский) — по фамилиям владельцев этих мест. Они продавали крошечные участки под застройку саратовской бедноте.

Саратовская губерния занимала первое место в движении грузов по железной дороге среди всех губерний Среднего и Нижнего Поволжья. Ее грузооборот составлял свыше 320 миллионов пудов. Огромными темпами увеличивалось и число перевозимых пассажиров. Здание вокзала, построенное в 1879 году, перестало удовлетворять потребности железной дороги, и оно было реконструировано в начале XX века.

Железнодорожный вокзал построенный в конце XIX века Саратов     Железнодорожный вокзал реконструированный в начале XX века Саратов

В конце XIX века чистый доход железной дороги составлял 7, а в 1912 году — 18 миллионов рублей. Грузы, которые перевозили по саратовскому отделению дороги, были преимущественно хлебными: ржаная и пшеничная мука, рожь, пшеница, овес и другое зерно. Важную роль в торговле стали играть элеваторы. Сортировка зерна на элеваторах позволяла продавать его дороже. Поэтому начинается постройка элеваторов прямо на станциях железной дороги. В Саратовской губернии первое деревянное здание элеватора вместимостью один миллион пудов было построено в 1895 году в Саратове и следом на Увеке — на 500 тысяч пудов зерна. Ссыпка целого поезда в зерноприемные башни занимала всего несколько минут.

Таким образом, Саратов становился крупным железнодорожным узлом Среднего и Нижнего Поволжья. Линии железной дороги шли из Саратова шли во многие губернии России. Город находился как бы в центре Тамбово-Саратавской (затем Рязано-Уральской) железной дороги. Возможно, это послужило причиной перевода Управления дороги из Петербурга в Саратов. Вначале оно помещалось в арендованном дорогой доме купца Вакурова, а в последующие годы до постройки собственного здания, в 1909—1912 годах на Старособорной площади, управление арендовало в городе 11 домов.

Производство зерна в Саратове XIX века

Маслобойное производство в Саратове XIX века

Табачное производство в Саратове XIX века

Тяжелая промышленность в Саратове XIX века

Транспорт Саратова в XIX веке

Источники:

При написании статьи использовались следующие источники: 1. Казаков Б.И. и др. Страницы летописи Саратова/Б.И. Казаков, Г.Д. Казакова, Л.Н. Любомирова.-Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1987.-136 с.: ил.,л. 2. История Саратовского края с древнейших времён до наших дней. — Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2008. — 304 с. 3. Семенов В. В старину саратовскую. - Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 1994. Фото из архива автора

Добавить комментарий